Психологи рассказали, каких ошибок нужно избегать при выборе подарка
Выбор в подарок вещей, а не впечатлений

Все больше думаете о том, что купить друзьям и близким на Новый год? Вы не одиноки: беспокойство по поводу правильного выбора подарков невероятно распространено. Доктор философии и психолог Элисон Джейн Мартингано собрала распространенные ошибки, которые многие допускают при выборе подарка, и дала рекомендации о том, как их избежать.

1. Выбор того, что нужно вам, а не получателю.

Когда мы пытаемся понять чужую точку зрения и представить, что люди хотели бы получить в подарок, мы можем ошибочно полагаться на собственные вкусы и предпочтения. А при просмотре предложений в сети или магазине мы обращаем внимание на то, что мы хотели бы получить сами. Но часто итогом становится разочарование получателя такого подарка. Эта ошибка дарения - результат неправильного взгляда на вещи.

Попробуйте по-настоящему взглянуть на подарок с чужой точки зрения. Представьте, как будет чувствовать себя получатель подарка, учитывая его уникальные вкусы и предпочтения. Да, это легче сказать, чем сделать, потому что нужно постараться лучше узнать получателя. Также может потребоваться, чтобы мы временно отложили в сторону наши собственные мнения и суждения. Возможно, вы не одобряете видеоигры, продукты с высокой степенью переработки или политический юмор. Чтобы купить идеальный подарок, может потребоваться товар, который вы обычно не рассматриваете.

2. Игнорирование «списка желаний».

Наше желание выбрать идеальный подарок обусловлено не только стремлением осчастливить наших друзей и семью, но и желанием продемонстрировать глубокое знание их личности. Подарки действуют как социальные сигналы, указывая на то, что даритель понимает предпочтения получателя. Люди могут игнорировать «списки желаний», потому что покупка подарка из него, по их мнению, не выражает глубины понимания, которое даритель хочет показать.

Однако исследования показывают, что люди больше ценят подарки, о которых они явно просят, чем те, о которых они не просят. Хотя мы можем думать, что люди сочтут наши непрошенные подарки более продуманными и внимательными, получатели этих подарков не согласны с этим. В недавнем исследовании женатых взрослых американцев спрашивали о полученных ими свадебных подарках. Они сообщили, что получили самые разные подарки, включая авиабилеты, ювелирные изделия, керамику, подарочные карты и предметы домашнего декора. Но независимо от подарка и его стоимости люди сообщали, что намного больше ценят подарки, которые были выбраны из их списка.

3. Выбор в подарок вещей, а не впечатлений.

Мы живем в мире с беспрецедентным изобилием материальных благ. Однако увеличение количества материальных благ, помимо удовлетворения основных потребностей, практически не принесло ощутимого улучшения психологического или физического благополучия. Общенациональный опрос 1279 американцев в возрасте от 21 до 69 лет показал, что больше счастья можно получить, купив впечатления, такие как день в спа или билеты на шоу, а не материальные блага, например, одежду или украшения.

В связи с ограничениями из-за коронавируса в этом году, подумайте о том, чтобы создавать впечатления у себя дома. Например, можно часами весело проводить время, играя в настольные игры всей семьей или записавшись на онлайн-курсы кулинарии с супругом. Это создаст замечательные общие переживания, которые вы все будете ценить долгие годы.

4. Ориентация на цену.

Многие дарители используют цену в качестве ориентира при принятии решения о покупке подарка, предполагая, что более высокая цена делает подарок лучшим. Однако недавние исследования показывают: хотя дарители ожидают положительной корреляции между тем, сколько они потратили на подарок, и тем, насколько он ценится, получатели, напротив, не сообщили о такой связи между ценой подарка и их оценкой.

В недавнем исследовании психологов Флинна и Адамса помолвленных женщин спросили, насколько они оценили свое обручальное кольцо. И их оценка никак не была связана со стоимостью кольца. Интересно, однако, что их женихи ошибочно полагали, что цена имеет значение. Мужчины, купившие более дорогие кольца, считали, что их партнерша ценит их больше. В другом исследовании аналогичные результаты были получены и для подарков на день рождения.

Флинн и Адамс не считают, что наша склонность сосредотачиваться на цене связана с показной необходимостью продемонстрировать свое богатство. Вместо этого они предполагают, что люди ошибочно полагают, что более дорогие подарки вызывают больше внимания и, следовательно, будут цениться больше. Но данные не подтверждают это мнение. Итак, в этом году, выбирая подарки, не позволяйте цене быть вашим ориентиром.

5. Отказ задавать вопросы.

Что, если вы просто не можете решить, что подарить кому-то? Возможно, каждый год вы тратите часы, выбирая подарок для члена семьи, только для того, чтобы увидеть разочарование в глазах, когда он его открывает. Попытка понять мысли другого человека, вероятно, является самой сложной задачей, которую каждый из нас регулярно выполняет. Но в нашем распоряжении есть еще один последний инструмент - вопросы.

В серии исследований психологи Эйал, Штеффель и Эпли предложили романтическим парам определить вкусы и предпочтения своих партнеров с помощью любой стратегии, которую они могли придумать. Пары, которые задавали вопросы, постоянно превосходили всех остальных, даже тех, кто потратил время на сознательное и напряженное изучение партнера.

Итак, выбор лучшего подарка для другого человека может потребовать получения новой информации, а не использования уже имеющихся у вас знаний. Это не всегда обязательно означает, что вам нужно спрашивать своих друзей и семью, что именно они хотели бы. Однако получение дополнительной информации может улучшить ваш выбор подарка. Например, если вы думаете о подарке, вы можете задать уточняющие вопросы о размерах или цветах. Если вам сложно выбрать один из двух подарков, вы можете спросить, какой из них они предпочтут. Если вам нужен совет, с чего начать, вы можете спросить, предпочитают ли они веселые, красивые или практичные подарки.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию