Психология в дошкольном образовании

Диагностика познавательной сферы

Набор методик позволяет провести психологическое тестирование объема внимания, памяти, оценить сформированность пространственных представлений, изучить особенности мнестических процессов, провести диагностику уровня развития восприятия, его основных процессов и свойств у ребенка дошкольного возраста.

Диагностика уровня интеллекта и развитие интеллекта

Методики пакета предназначены для изучения особенностей интеллектуальных процессов, выявления способности к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности, изучения логичности мышления, а также позволяют исследовать способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки у ребенка дошкольного возраста.

Психологические методики эмоционально-личностной сферы

Методики пакета позволяют:

  • выявить систему представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой;
  • определить уровень тревожности ребенка;
  • изучить эмоциональное отношение ребенка к нравственным нормам;
  • изучить свойства самосознания, общения, учебной деятельности ребенка;
  • определить достоинства ребенка;
  • диагностировать уровень социально-педагогической запущенности ребенка.

Диагностика межличностных отношений

Игровые методики пакета помогут:

  • систематизировать представления о ребенке;
  • выявить отношение ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку, основные психические состояния, испытываемые ребенком в семье;
  • провести диагностику детско-родительских отношений;
  • оценить психологический климат в семье и изучить морально-психологическую атмосферу.

Назначение пакета

Пакет методик для дошкольников предназначен для решения следующих задач:

  1. Оптимизация обучения и воспитания.

  2. Выявление одаренности.

  3. Определение наиболее благоприятных условий для развития ребенка, включая выбор образовательной программы.

  4. Соответствие ребенка возрастным нормам.

  5. Изучение индивидуальных особенностей развития ребенка, выявление адаптационных затруднений и содействие в их преодолении.

  6. Ранняя профориентация.

Пакет «Дошкольник» доступен для широкого круга пользователей компьютеров, включая маленьких пользователей, которые только начинают постигать азы компьютерной грамотности. Диагностический материал подобран с учетом особенностей детей дошкольного возраста и адаптирован под маленького испытуемого. Обследование проводится в игровой форме, методики также оснащены звуковой инструкцией.

Набор методик, входящих в состав пакета, будет чрезвычайно полезен для психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса как дошкольных образовательных учреждений, так и для задач психологической службы в образовании, для детских лечебных учреждений, диспансеров, домов ребенка, а также для семейного пользования, в том числе для нормализации семейных детско-родительских отношений. Пакет рассчитан на детей от 4 до 10 лет.

Психологические тесты

Анкета Л. М. Ковалевой «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе»

Л. М. Ковалевой был разработан опросник, который помогает учителю систематизировать свое представление о ребенке, начинающем учиться в школе. Опросник состоит из 46 утверждений. Сорок пять из них касаются возможных вариантов поведения ребенка в школе, один – участия родителей в воспитании. При работе с опросником учитель на компьютерном бланке ответов отмечает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка.

Детский тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен

Методика представляет собой компьютерную версию детского теста тревожности, разработанного американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Проективный тест исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). Методика предназначена для детей 4–7 лет.

Методика «Цветик-восьмицветик»

Методика предназначена для дошкольников и младших школьников. Она направлена на изучение основных осознаваемых ребенком собственных потребностей и желаний, позволяет выявить отношение ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку. Методика рассчитана на детей от 4 до 7 лет.

Методика изучения самооценки «Лесенка»

Методика предназначена для исследования самооценки ребенка, выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Методика предназначена для детей 4–7 лет.

Методика «Исключение предметов (модификация Н.Л.Белопольской, С.Д. Забрамной)»

Компьютерный аналог методики «Исключение лишнего», разработанной в лаборатории экспериментальной патопсихологии Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ. С помощью предлагаемой методики можно исследовать особенности аналитической и синтезирующей деятельности мозга, определить уровень логичности мышления. Диагностика направлена на исследование следующих способностей ребенка-дошкольника: обобщать понятия и предметы на основе определённых признаков; абстрагироваться от пройденного материала для концентрации на новом; выделять существенные качества понятий, объединённых общим признаком. Методика предназначена для детей от 4 лет.

Методика «Найди сокровища»

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Компьютерный вариант методики предполагает, что на экране монитора последовательно будут предъявляться 8 квадратов с точками. В каждом квадрате нарисовано определенное количество точек. Квадраты предъявляются по мере увеличения числа точек в каждом из них. В первом – располагаются две точки, в последнем – девять. Ребенку необходимо запомнить количество точек в каждом квадрате, а затем последовательно воспроизвести их в таком же порядке, как было предъявлено в оригинальном квадрате.

Объем слуховой смысловой памяти

Методика позволяет оценить объем смысловой слуховой памяти у ребенка. В этом тесте ребенку будут по очереди прочитаны 10 слов. Ему необходимо их прослушать и постараться запомнить. Затем необходимо повторить запомненные слова в любой последовательности. Опыт проводится два раза. Оценка результатов теста по объему слуховой памяти производится на основании вычисления процента правильных ответов в двух тестах. Методика предназначена для детей от 5 до 10 лет.

Методика «Эталоны»

Методика нацелена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону. Методика предназначена для старших дошкольников от 5 до 7 лет.

Методика «Сюжетные картинки»

Тест «Сюжетные картинки» применяется для изучения понимания детьми дошкольного и младшего школьного возраста нравственных норм поведения. Малышам 4–5 лет в индивидуальном порядке предлагаются пары картинок, на которых представлены сюжеты, иллюстрирующие следующие понятия:

  • дружелюбие – конфликтность;
  • трудолюбие – лень;
  • отзывчивость – равнодушие;
  • честность – лживость;
  • доброта – жадность.

Задача тестируемых заключается в том, чтобы классифицировать изображения по двум стопкам (положительные поступки и отрицательные) и объяснить свой выбор.

Цветные прогрессивные матрицы Равена

Тест представляет собой компьютерную версию цветных прогрессивных матриц Дж. Равена. Методика предназначена для диагностики уровня интеллектуального развития, оценки наглядно-образного мышления у дошкольников и школьников начальных классов и способности к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности (логичность мышления). Цветной вариант прогрессивных матриц Дж. Равена состоит из трех серий (А, Ab, В), различающихся по уровню сложности. Каждая серия содержит по 12 матриц с пропущенными элементами. Таким образом, для работы предлагается 36 заданий. Испытуемому последовательно на экране монитора предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры недостает, а внизу она дается среди 6 других фигур. Задача испытуемого – установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать (выбрать – нажать мышкой) номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов. Цветные прогрессивные матрицы используются для детей в возрасте от 4,5 до 10 лет (независимо от их интеллектуальных особенностей).

Анкета для родителей дошкольников

Анкета дает возможность родителям увидеть целостную картину поведения и системы отношений их ребенка. Анкету рекомендуется использовать как метод первичной диагностики при работе с семьей. Наиболее популярная область её применения – семейное консультирование, как индивидуальное, так и в образовательных организациях. Анкета предназначена для родителей детей младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет).

Методика «Чем залатать коврик» (сокращенный вариант теста Дж. Равена для детей 5–6 лет)

Методика, основанная на прогрессивных матрицах Дж. Равена, позволяет определить, насколько ребенок, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти об-разы виденного, способен практически их использовать, решая наглядные задачи. Методика предназначена для детей от 4 до 6 лет.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию

Главная