Расставание «заставляет» людей делать более разнообразные покупки
Возвращение чувства контроля

Расставание может вызвать чувство незащищенности. Новое исследование показало, что вернуть чувство контроля людям помогает расширение ассортимента покупок.

Покупки становятся разнообразнее

По словам авторов исследования, расставания часто вызывают чувство неуверенности, а поиск разнообразия при покупках может быть символическим средством подтверждения своего чувства контроля.

Ученые обнаружили эту тенденцию в серии исследований. Участников одного из исследований попросили представить, что они планируют купить йогурт в местном продуктовом магазине. Они могли либо купить набор йогуртов пяти разных вкусов либо набор йогуртов одного вкуса. Затем участники ответили на демографические вопросы, в том числе о том, находятся ли они в настоящее время в романтических отношениях. Результаты показали, что люди, которые переживали расставание, были более заинтересованы в покупке разных видов йогурта, чем другие участники исследования.

«Наличие разнообразных вариантов может создать ощущение доминирования над окружающей средой и служить источником личного контроля», – говорит автор исследования доктор Ирен Хуан, профессор Технологического университета Наньян в Сингапуре.

В другом эксперименте участникам сказали, что исследователи сотрудничают с мастерской писателей для создания статей, связанных с повседневной жизнью разных людей. Одной группе участников было предложено написать персональную, яркую историю под заголовком «Мы расстаемся», в то время как участники другой группы писали статью «Типичный день». После написания своих историй участникам было предложено выбрать четыре жевательных конфеты (всего было пять видов) в знак благодарности от исследователей. Как и было предсказано, те, кто писал о расставании, выбрали больше вкусов, чем те, кто писал о типичном дне.

Возвращение чувства контроля

В аналогичном эксперименте исследователи сравнили, как поведение тех, кто переживает расставание, отличается от поступков тех, кто недавно влюбился, и романтические чувства были взаимностью. Участникам из обеих групп предложили представить, что им будет подаваться одна закуска каждую неделю в течение следующих пяти недель. Они должны были выбрать один из шести вариантов закуски. И снова участники, переживающие расставание, предпочли больше разнообразия в своих закусках.

Хотя люди часто предполагают, что они объективны в решениях, результаты исследования показывают, что желание купить разнообразные продукты может появиться, когда люди чувствуют отсутствие контроля в отношениях, говорят ученые.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию