Психологические тесты Школа Персонал Заказ

Формирование системы показателей
Характеризующих личностные и профессиональные качества руководителя общеобразовательного учреждения

Формирование, Системы, Показателей, Характеризующих, Личностные, Профессиональные, Качества, Руководителя, Общеобразовательного, Учреждения, Проведенный, Анализ, Нормативно-правовой, Методической, Базы, Показывает, Нормативные, Правовые, Акты, Обеспечивающие, Переход, Конкурсную, Систему, Отбора, Руководителей, Общеобразовательных, Учреждений, Приняты, Разрабатываются, Регионах

Формирование системы показателей, характеризующих личностные и профессиональные качества руководителя общеобразовательного учреждения

Проведенный анализ нормативно-правовой и методической базы показывает, что нормативные правовые акты, обеспечивающие переход на конкурсную систему отбора руководителей общеобразовательных учреждений приняты или разрабатываются в регионах. При этом за основу берется примерное Положение Министерства образования РФ об организации и проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя государственного (муниципального) общеобразовательного учреждения.

Участники апробации и эксперты в ходе участия на установочном семинаре отметили необходимость разработки новой системы аттестации руководящих работников образовательных учреждений, стимулирующей их к освоению эффективных инновационных образовательных технологий, информационных технологий, методов организации проектной, групповой и исследовательской деятельности учеников, иных ключевых педагогических компетенций.

В рамках проведения семинара участники рассмотрели предложения и рекомендации по практической реализации конкурсного отбора директоров школ, а также показатели для оценки эффективности их деятельности.

Для оценки личностных и профессиональных качеств руководителя общеобразовательного учреждения в рамках перехода на использование технологий конкурсного отбора был выбран ряд показателей профессиональной компетентности и результативности профессиональной деятельности.

Предлагаемые показатели соответствуют ключевым компетентностям руководящих работников. Они базируются на критериях, отражающих основные направления деятельности и функциям руководителя ОУ; характеризующих личностные и профессиональные качества руководителя общеобразовательного учреждения, а также отражающих учет мнения учащихся и их родителей.

Сформулированы следующие критерии оценки эффективности деятельности руководителя ОУ:

  • оценка качества результатов образовательного процесса в ОУ;
  • оценка качества результатов воспитательного процесса в ОУ;
  • оценка расширения спектра образовательных программ и качества образовательных услуг в соответствии с социальным заказом;
  • кадровые условия реализации образовательного процесса в ОУ;
  • материально-технические условия реализации образовательного процесса в ОУ;
  • создание комфортных условий для участников образовательного процесса (учителей, учащихся, родителей);
  • система управления организацией;
  • профессиональная компетентность руководителя ОУ (деятельностная и личностная составляющая).

Для каждого критерия разработаны соответствующие показатели, рассмотренные ниже.

Показатель 1. Учебные результаты итоговой аттестации учащихся на всех ступенях обучения в образовательном учреждении. Данный показатель целесообразно использовать для оценки динамики учебных достижений учащихся на каждой ступени обучения (по начальной, основной и старшей школе в отдельности). Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки качества результатов образовательного процесса в ОУ.

Показатель 2. Сводные данные успеваемости и качества знаний учащихся на всех ступенях обучения в образовательном учреждении. Данный показатель целесообразно использовать для оценки динамики учебных достижений учащихся на каждой ступени обучения (по начальной, основной и старшей школе в отдельности) с учетом возрастной характеристики контингента учащихся, а также качества усвоения предметных знаний. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки качества результатов образовательного процесса в ОУ.

Показатель 3. Внеучебные достижения учащихся. Данный показатель целесообразно использовать для оценки динамики внеучебных достижений учащихся как индикатора реализации в образовательном учреждении комплексного подхода к всестороннему развитию личности учащихся. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки качества результатов образовательного процесса в ОУ.

Показатель 4. Количество направлений внеурочной работы с учащимися, обеспечивающих воспитательные результаты. Данный показатель целесообразно использовать для оценки эффективности (результативности) воспитательной системы школы. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки качества результатов воспитательного процесса в ОУ.

Показатель 5. Количество новых видов и форм организации деятельности учащихся, обеспечивающих воспитательные результаты. Данный показатель целесообразно использовать для оценки эффективности (результативности) воспитательной системы школы. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки качества результатов воспитательного процесса в ОУ.

Показатель 6. Количество реализуемых социальных проектов, в которых участвуют учащиеся ОУ. Данный показатель целесообразно использовать для оценки эффективности (результативности) воспитательной системы школы. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки качества результатов воспитательного процесса в ОУ.

Показатель 7. Количество индивидуальных образовательных программ. Данный показатель целесообразно использовать для оценки расширения спектра образовательных программ и качества образовательных услуг, предоставляемых школой с учетом индивидуального подхода к учащимся. Данный показатель используется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки спектра образовательных программ и качества образовательных услуг в соответствии с социальным заказом.

Показатель 8. Количество дополнительных образовательных программ. Данный показатель целесообразно использовать для оценки расширения спектра образовательных программ и качества образовательных услуг, предоставляемых школой с учетом социального заказа. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки спектра образовательных программ и качества образовательных услуг в соответствии с социальным заказом.

Показатель 9. Численность контингента обучающихся. Данный показатель целесообразно использовать для оценки востребованности и качества образовательных услуг, предоставляемых школой с учетом социального заказа. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки спектра образовательных программ и качества образовательных услуг в соответствии с социальным заказом.

Показатель 10. Организация и проведение внутришкольных, межшкольных и иных научно-практических мероприятий (семинаров, конференций) с участием педагогов ОУ. Данный показатель целесообразно использовать для оценки повышения профессионального уровня членов педагогического коллектива ОУ. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки кадровых условий реализации образовательного процесса в ОУ.

Показатель 11. Деятельность внутришкольных профессиональных педагогических сообществ. Данный показатель целесообразно использовать для оценки повышения профессионального уровня членов педагогического коллектива ОУ. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки кадровых условий реализации образовательного процесса в ОУ.

Показатель 12. Профессионально развитие и поддержка молодых учителей. Данный показатель целесообразно использовать для оценки повышения профессионального уровня членов педагогического коллектива ОУ, а также пополнения кадровой базы образовательного учреждения молодыми перспективными сотрудниками. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки кадровых условий реализации образовательного процесса в ОУ.

Показатель 13. Профессиональное развитие педагогов ОУ. Данный показатель целесообразно использовать для оценки повышения профессионального уровня членов педагогического коллектива ОУ. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки кадровых условий реализации образовательного процесса в ОУ.

Показатель 14. Профессиональное развитие педагогов в части использования ИКТ в профессиональной деятельности. Данный показатель целесообразно использовать для оценки повышения профессионального уровня членов педагогического коллектива ОУ с учетом применения информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки кадровых условий реализации образовательного процесса.

Показатель 15. Изменение информационной среды обучения на уровне учащихся. Данный показатель целесообразно использовать для оценки развитие материально-технической базы образовательного учреждения с учетом внедрения электронной образовательной среды, в том числе с учетом мнения родителей и учащихся. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки материально-технических условий реализации образовательного процесса в ОУ.

Показатель 16. Изменение информационной среды обучения на уровне педагогов. Данный показатель целесообразно использовать для оценки развитие материально-технической базы образовательного учреждения с учетом внедрения электронной образовательной среды на уровне педагогов. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки материально-технических условий реализации образовательного процесса в ОУ.

Показатель 17. Материальная база для организации внеурочной и проектной деятельности обучающихся. Данный показатель целесообразно использовать для оценки развитие материально-технической базы образовательного учреждения для реализации дополнительного образования учащихся. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки материально-технических условий реализации образовательного процесса в ОУ.

Показатель 18. Материальная база для занятий физической культурой. Данный показатель целесообразно использовать для оценки развитие материально-технической базы образовательного учреждения для реализации технологий здоровьесбережения учащихся, в том числе с учетом мнения родителей. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки материально-технических условий реализации образовательного процесса в ОУ.

Показатель 19. Реализация программ оздоровления школьников. Данный показатель целесообразно использовать для оценки развитие материально-технической базы образовательного учреждения для реализации технологий здоровьесбережения учащихся, в том числе с учетом мнения родителей. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки материально-технических условий реализации образовательного процесса в ОУ.

Показатель 20. Развитие инклюзивного образования детей с проблемами физического развития. Данный показатель целесообразно использовать для оценки развитие материально-технической базы образовательного учреждения для реализации технологий обучения учащихся с проблемами физического развития, в том числе с учетом мнения родителей. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки материально-технических условий реализации образовательного процесса в ОУ.

Показатель 21. Реализация программ дистанционного обучения. Данный показатель целесообразно использовать для оценки обеспечения современных условий осуществления образовательной деятельности. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки создания комфортных условий для участников образовательного процесса (учителей, учащихся, родителей).

Показатель 22. Обеспечение безопасности здоровья и жизни школьников (санитарно-гигиенические условия, безбарьерная среда, школьное питание, психологический комфорт и т.д.). Данный показатель целесообразно использовать для оценки обеспечения психологического комфорта и безопасных условий осуществления образовательной деятельности, в том числе с учетом мнения родителей и учащихся. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки создания комфортных условий для участников образовательного процесса (учителей, учащихся, родителей).

Показатель 23. Обеспечение психологического комфорта и безопасных условий деятельности учителя. Данный показатель целесообразно использовать для оценки обеспечения психологического комфорта и безопасных условий осуществления образовательной деятельности с учетом мнения учителей. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки создания комфортных условий для участников образовательного процесса (учителей, учащихся, родителей).

Показатель 24. Организация инновационной опытно-экспериментальной деятельности в учреждении. Данный показатель целесообразно использовать для оценки расширения и развития инновационных направлений деятельности ОУ. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки системы управления организацией.

Показатель 25. Изменение полноты и доступности информации о деятельности школы (наличие и качество школьного сайта, система оперативного информирования, публичных докладов администрации, внешней оценки результатов деятельности школы и т.п.). Данный показатель целесообразно использовать для оценки повышение открытости, демократизация управления школой с учетом мнения родителей. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки системы управления организацией.

Показатель 26. Изменение полномочий органов самоуправления и органов государственно-общественного управления по решению актуальных задач функционирования и развития общеобразовательного учреждения. Данный показатель целесообразно использовать для оценки повышение открытости, демократизация управления школой с учетом мнения родителей. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки системы управления организацией.

Показатель 27. Уровень развития компетенций — достижение результатов деятельности. Данный показатель целесообразно использовать для оценки деятельностной составляющей профессиональной компетентность руководителя ОУ. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки профессиональной компетентности руководителя ОУ.

Показатель 28. Уровень развития компетенций — управление человеческими ресурсами. Данный показатель целесообразно использовать для оценки деятельностной составляющей профессиональной компетентность руководителя ОУ. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки профессиональной компетентности руководителя ОУ.

Показатель 29. Уровень развития компетенций — управление результатами деятельности. Данный показатель целесообразно использовать для оценки деятельностной составляющей профессиональной компетентность руководителя ОУ. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки профессиональной компетентности руководителя ОУ.

Показатель 30. Уровень развития компетенций — работа с людьми. Данный показатель целесообразно использовать для оценки личностной составляющей профессиональной компетентность руководителя ОУ. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки профессиональной компетентности руководителя ОУ.

Показатель 31. Уровень развития компетенций — личностное самосовершенствование. Данный показатель целесообразно использовать для оценки личностной составляющей профессиональной компетентность руководителя ОУ. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки профессиональной компетентности руководителя ОУ.

Показатель 32. Уровень развития компетенций — траектория лидера. Данный показатель целесообразно использовать для оценки личностной составляющей профессиональной компетентность руководителя ОУ. Данный показатель применяется для оценки эффективности деятельности руководителя ОУ по критерию оценки профессиональной компетентности руководителя ОУ.

Данные критерии и показатели могут использоваться при оценке эффективности работы руководителей общеобразовательных учреждений, поскольку представляют формализованные характеристики, отражающие качество и эффективность образовательной и управленческой деятельности.

Для каждого показателя в предлагаемом перечне предусмотрена методика расчета значений показателя, периодичность оценивания, единица измерения показателя, показания динамики показателя (стратегические тенденции).

Регулярный сбор, накопление и хранение информации, использование для данных целей информационных технологий позволит оптимизировать процесс оценки эффективности работы руководителей общеобразовательных учреждений.

Психологические тесты

Комплекс

Демо-версия

Рассылка

Теория

Партнерство

О нас

Новости

Психологические тесты > Теория >

Развитие способностей: С использованием психологических тестов и упражнений
Конкурсная система отбора: директоров школ с учетом мнения учащихся и их родителей
http://www.effecton.ru/1564.html