Репутация - основа успешной торговли
Из-за недавнего краха рынка жилья, развитие экономики замедляется

С древних времен и по нынешний день человек обменивал вещь на вещь или участвовал в торговых операциях, чтобы получить то, что он не может создать собственными руками. Это основа экономики, и она требует определенного доверия, ведь сделки связаны с риском. Когда доверие исчезает, как например, из-за недавнего краха рынка жилья, развитие экономики замедляется.

Готовность принять риск основывается, по крайней мере, на репутации партнеров и, возможно, понятие "репутации" свойственно только человеку, чего нельзя сказать о наших ближайших соседях по эволюции - шимпанзе. Об этом говорится в новом исследовании научного центра Университета Джорджии.

Доцент кафедры психологии Университета Джорджии Сара Броснан и ученый Майкл Беран провели исследование, чтобы узнать, будут ли шимпанзе обмениваться пищей друг с другом, используя жетоны, символизирующие продукты. Результаты показали, что хотя животные были в состоянии понять торговлю, они не спешили торговать друг с другом.

Как известно, шимпанзе могут торговать услугами, но как оказалось, эти способности не распространяются на продажу товаров. Торговля услугами происходит между партнерами, которые много общаются и знают поведение друг друга. Таким образом, когда шимпанзе оказывают друг другу услуги, они мало чем рискуют.

"Если я потрачу пять минут на "причесывание" и меня не причешут взамен, я немного потеряю, - объясняет Броснан. - Но я вряд ли захочу торговать пищей, которая составляет 10-20% моих калорий в день, если рискую ничего не получить взамен. Так я могу много чего потерять".

По словам Броснан, одна из вещей, которые отличают людей от шимпанзе - это механизмы трехстороннего укрепления. Если шимпанзе могут положиться только на личное взаимодействие, человек может использовать дополнительные механизмы - например, юридические и социальные санкции по отношению к тем, кто не соблюдает договоренности. На простейшем уровне защитой доверия в торговле выступает репутация, которая передается от человека к человеку или через слухи, чего как раз и не хватает шимпанзе.

"Я могу сказать, что дал кому-то банан, и мне должны были дать клубнику взамен, но не дали. Это мощное оружие репутации", - отмечает Броснан.

Результаты этого исследования помогут ученым лучше понять корни человеческого экономического поведения, отмечает Беран. Он считает важным продолжить подобные исследования, чтобы понять эволюционные корни механизмов принятия экономических решений.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию