Человеческая память
Структура, устройство, развитие, новости, статьи

Человеческая память - как она устроена, как мы запоминаем то, что нас окружает, какие закономерности при этом наблюдаются. Методы измерения памяти и ее различных видов. Мнемические приемы для лучшего запоминания. Пример уникальных мнемических способностей.

Физиолог Сеченов, говоря о значении памяти для человека, рассматривал человека, лишенного памяти, в качестве вечного новорожденного, неспособного к обучению. Память - это основа нашего опыта.

Наша память основана на ассоциациях - мы запоминаем все происходящее во времени и пространстве, выстраивая схемы и связи. Например, если два события произошли друг за другом, вероятность вспомнить любое из них при предъявлении второго очень высока. Также легко вспомнить два похожих друг на друга или, напротив, противоположных друг другу предмета.

Изучение памяти

Из-за ассоциативной основы памяти возникали проблемы в ее изучении, в частности, в отделении этого процесса от мышления, которое также построено на ассоциациях. Первым это сделал известный ученый Эббингауз, который проверил объем кратковременной памяти посредством запоминания разработанных им рядов бессмысленных слогов.

Выяснилось, что средний человек способен одновременно удерживать в памяти 7±2 знака, слова, предмета и т.п. Еще одной заслугой Эббингауза было изучение процессов запоминания и забывания материала. Так, например, сегодня в образовательных программах широко применяются методы обучения, снижающие открытый Эббингаузом "эффект края". Об этом эффекте говорят, когда при заучивании длинного ряда слов в памяти остаются только те, которые находились в начале и в конце списка.

Изучение процесса забывания давало представление об объеме долговременной памяти. Установлено, что он зависит от:

  • степени осмысленности материала - выученный стих или отрывок из художественного произведения дольше держится в памяти, чем ряд бессмысленных слогов. Кстати, существуют многочисленные мнемотехники, которые помогают представить даже самый, на ваш взгляд, бессмысленный материал вполне осмысленным. Эти техники основаны на выстраивании ассоциативных связей бессмысленного слова (к примеру, на незнакомом языке) с другим знакомым словом.
  • степени эмоциональной значимости материала для заучивающего - понравившаяся нам мелодия оставляет в памяти более стойкий след, чем та, которая не вызвала у нас ярких эмоций. Парадокс состоит в том, что ненавистная нам мелодия также останется в нашей памяти надолго.
  • количества повторений одного и того же материала - научная основа знаменитой народной поговорки "Повторение - мать учения". Оказывается, если после первого же точного воспроизведения материала прекратить следующие попытки, то через 6 дней в памяти остается менее 20% заученной информации. Вообще, студенты, часто сами того не зная, активно пользуются "кривой забывания" Эббингауза, согласно которой самая большая часть заученной информации забывается в первые сутки, затем кривая становится почти пологой. Соответственно, наилучшим вариантом подготовки к экзамену будет либо большое количество повторений материала, либо заучивание материала с однократным повторением за сутки до экзамена.

Источником следов памяти являются образы восприятия. Поэтому индивидуальные особенности памяти объясняются особенностями восприятия личности. Есть люди с сильно развитой зрительной (образной) или слуховой памятью. Так называемая синестезия - явление перекреста различных модальностей ощущений, при котором человек способен "слышать цвета", "чувствовать звуки" и т.д. - помогает ее обладателям легче запоминать информацию из окружающего мира.

Исключение из правил

Описанные выше эффекты характерны для большинства из нас, однако бывают и исключения из правил. Представьте себе человека, который сходу запоминает строфу из "Божественной комедии" на итальянском языке, а через 15 лет повторяет ее слово в слово. А также запоминает длинный ряд из бессмысленных слогов и может повторить их через 10 лет без запинки.

Не верите? Такой человек, действительно, был, и доказательством тому являются многочисленные экспериментальные отчеты известных в то время психологов, которые наблюдали его феноменальные мнемические способности. Ими репортер Шерешевский поразил известного отечественного психолога Лурию, к которому был направлен на обследование.

Лурия A.P.
Маленькая книжка о большой памяти

Начало этой истории относится еще к двадцатым годам 20го века. В лабораторию автора пришел человек и попросил проверить его память. По прошествии многих лет, мир обогатился свидетельствами удивительных возможностей и множеством новых мнемотехник.

Заучивание рядов бессмысленных слогов затянулось, поскольку удивительный испытуемый отчетливо воспроизводил все слоги независимо от их количества в ряду. Таким образом, объем кратковременной памяти этого человека вычислить было просто невозможно - он постоянно мог увеличиваться. Поразило Лурию и то, что Шерешевский хорошо работал не только с визуальным стимульным материалом (текстами, буквами), но и со звуковым (мелодии, песни).

Шерешевского стали приглашать на ученые советы, он приковал к себе внимание психологов страны. Прежде всего, они хотели добиться от него способов феноменального запоминания. Благодаря этому человеку мир узнал многие мнемотехники. Так, запоминая длинные ряды чисел, букв, слогов или звуков, Шерешевский мысленно вписывал их в различные реальные пространства. Для чисел таким пространством часто становилась начерченная мелом на школьной доске таблица, а для букв, слогов и слов он использовал районы Москвы, которые хорошо знал и по которым мысленно прогуливался, расставляя стимульный материал.

Другой техникой было разбиение непонятного материала на слоги с последующим выстраиванием ассоциаций к каждому из них. Именно так Шерешевский заучивал отрывок из "Божественной комедии" на итальянском языке. Эффективность техники подтвердила случайная проверка задания 15 лет спустя. Шерешевский повторил все строки в точности.

Кстати, при всей своей феноменальности, Шерешевский допускал ошибки, правда, тоже феноменальные. Так, называя длинный ряд слов, который ему предъявили, он забыл слово "карандаш". Позже, после сообщения об ошибке, он рассказал, что раскладывал названные слова, мысленно идя по дороге от работы до дома, и карандаш поместил на дощатый забор. При повторении он просто не увидел карандаш, который слился по цвету с забором. Впоследствии Шерешевский старался размещать предметы на контрастном фоне, увеличивал их освещенность и т.п.

Запоминать Шерешевскому помогала и развитая синестезия. Он говорил, что легче запомнить предмет, обозначаемый словом, если к нему добавить признаки из других модальностей. При предъявлении разных по силе звуков он видел полосы различного цвета, голоса людей также "слышал" оттенками различных цветов.

Общей особенностью Шерешевского была медлительность в действиях и мыслях. Когда зачитывался стимульный материал, он просил экспериментатора читать помедленней. Он говорил, что каждое произнесенное слово рождает свою ассоциацию, и при быстром произнесении они накладываются друг на друга. Тяжелой проблемой для Шерешевского стал процесс забывания. Он не мог стереть оставшиеся в памяти следы даже после символического сжигания написанных на бумаге слов. Впоследствии он научился произвольно управлять забыванием.

Феномен Шерешевского состоял как раз в том, что при наличии уникальных природных данных, этот человек успешно совмещал их с волевыми усилиями, используя различные приемы и техники.

В комплекс Effecton Studio, входит пакет "Память". Этот пакет содержит 20 тестов различных видов памяти, позволяющие протестировать многие из названных выше способностей человека, а также многие другие. Тесты содержат несколько параллельных форм, в связи с чем могут также использоваться для тренировки мнемических способностей. Пакет также содерит подборку мнемонических приемов и рекомендаций.

Психологическое тестирование, улучшение и развитие памяти

Тесты памяти для углубленной диагностики основных свойств и видов памяти человека. Развитие, тренировка и оптимизация памяти при помощи тестов.

Для определения начального уровня, в пакет также включены основные диагностические методы измерения памяти, в том числе и упомянутый в начале, тест Эббингауза. Задания в тестах и упражнениях построены таким образом, чтобы их можно было предъявлять несколько раз, что дает возможность постоянных тренировок. Кстати, задания направлены на развитие различных видов памяти - слуховой, зрительной, механической. Эти тесты могут быть использованы и специалистами - к примеру, школьными психологами или для решения задач профессионального консультирования.

Статьи по теме

Рекомендации по оптимизации памяти
Оптимизация памяти

Развитие памяти. Осмысленное запоминание. Узелки на память. Мнемотехника. Запоминание иностранных слов. Запоминание цифр. Эмоции. Ассоциации. Релаксация. Гигиенические рекомендации.

Память в когнитивной психологии
Память человека и память машины

Проблемы памяти в когнитивной психологии. Память человека – компьютерная память (компьютерная метафора). Современное представление о памяти. Кодирование и декодирование информации в памяти. Принципы организации машинной памяти и памяти человека.

Структура памяти
Механизмы работы памяти

Структура памяти в когнитивной психологии, блоковая модель переработки информации. Человек — система по переработке информации: ее получению, обработке, выдаче и хранению. Хранилища памяти: сенсорное, кратковременное и долговременное. Рабочая память.

Сохранение и извлечение информации
Запоминание и воспроизведение

Способы кодирования материала, повторение, запоминание, узнавание, вспоминание и воспроизведение информации. Информация в постоянном хранилище содержится в кластерах. Сокращение и объединение информации в памяти человека.

Амнезия
Патологические нарушения памяти

Амнезия, частичная и полная потеря памяти, нарушения памяти, связанные с хроническим алкоголизмом, деменции, забывание у людей пожилого возраста, тренировка памяти, ''провалы'' в памяти.

Тестирование памяти
Исследование и тренировка памяти

Тестирование и развитие памяти с помощью игровых вариантов пакета ''Память''. Оценка объема механической, смысловой, ассоциативной, логической, оперативной, образной памяти, быстроты запоминания; прочности удержания и скорости воспроизведения запомненного.


Эксклюзивный материал сайта "www.effecton.ru - психологические тесты и коррекционные программы". Заимствование текста и/или связанных материалов возможно только при наличии прямой и хорошо различимой ссылки на оригинал. Все права защищены.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию