Люди разучились дарить подарки
Более трети всех подарков возвращается в магазины или передаривается

Что подарить? Этот вопрос мучает каждого из нас как минимум несколько раз в году. Психологи же призывают ни в коем случае не дарить подарочные сертификаты.

Зачастую подарки покупаются в последний момент в ближайшем магазине или несколькими щелчками мышки заказываются через Интернет. Статистика свидетельствует - мы редко доставляем именинникам удовольствие такими наспех купленными презентами - почти треть всех подарков (по данным национальной ассоциации розничных продаж в США) возвращается в магазины на обмен. А среди людей моложе 35 лет возвращают подарки более 50%!

Но, поскольку считается, что обсуждать тему возврата подарков неэтично, может статься, что количество недовольных тем, что им подарили, еще больше. Кроме того, статистика не учитывает тех, кто просто передаривает подарки. Экономисты, психологи и социологи встревожены такой тенденцией.

Зачем люди дарят подарки друг другу?

Действительно, экономического смысла в обмене подарками нет никакого, особенно если цена у них примерно одинакова. Хотя, как подсчитала профессор психологии Джоел Вальдфогель, подарок обесценивается в нашем сознании как минимум на треть, если не нравится нам. А потому гораздо разумнее, с экономической точки зрения, просто вручить подарочный сертификат определенного номинала - и пусть именинник сам ломает голову, выбирая себе товар на эту сумму!

Психологам само существование подарочных сертификатов не нравится - они считают, что это разрушает традицию обмена подарками, уходящую в глубь веков. Ведь эта традиция, по словам Марселя Мосса (Marcel Mauss), обеспечивает поддержание эмоциональных, социальных и культурных связей между людьми.

"Подарок теряет свою символичную суть и становится просто товаром", - замечает и Антонио Каллари (Antonio Callari), профессор колледжа Франклина и Маршалла, изучающий культурные и психологические аспекты дарения подарков.

Экономика заслонила психологию

Подарок - это способ участвовать в жизни другого человека. Всегда есть риск подарить "не то". При этом происходят не только экономические потери, отмеченные Вальдфогель. Гораздо важнее психологические потери - человек осознает, что недостаточно близко знаком с тем, кто подарил ему ненужный подарок.

Стремление минимизировать риски, оправданное экономически, приводит в наши дни к полной девальвации самого понятия подарка, считает Марк Остин (Mark Osteen) из колледжа Лойола в Балтиморе. "В борьбе экономического и психологического аргументов экономический одерживает верх", - с грустью констатирует он.

В знаменитом рассказе "Дары волхвов" О'Генри описывает молодую пару, не пожалевшую друг для друга всего самого сокровенного, что у них было. А ведь с экономической точки зрения подарками в этом рассказе выступали "всего лишь" гребень для волос и часы. Так что подарки - это такой аспект человеческих взаимоотношений, где экономика несет с собой ложную мораль! Прислушайтесь к советам психологов - постарайтесь обходиться без подарочных сертификатов!

Ирина Павленко для сайта Effecton.ru с использованием материалов www.fortwayne.com

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию