Психологические тесты Школа Персонал Заказ

Семейное воспитание
Анализ семейного воспитания. Опросник АСВ

Семейное, Воспитание, Анализ, Семейного, Воспитания, Опросник, АСВ, Анализ, Семейного, Воспитания, Проблемных, Семьях, Которых, Дети, Имеют, Отклонения, Поведении, Для, Оптимизации, Учебного, Воспитательного, Процессов, Учебных, Заведениях, Профессионального, Отбора, Психологического, Консультирования, Профориентации

Опросник АСВ предназначен для исследования проблемных семей, в которых есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении.

Опросник позволяет детально диагностировать основные формы нарушения семейного воспитания и характер его нарушений, такие как уровень протекции, степень удовлетворения потребностей, уровень требовательности к ребенку в семье, решение личностных проблем родителями за счет ребенка.

Диагностируемые нарушения воспитания

В опроснике АСВ диагностируются следующие нарушения семейного воспитания:

Уровень протекции

Сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка:

  • Гиперпротекция (чрезмерная) — шкала Г+.
  • Гипопротекция (недостаточная) — шкала Г-.

Степень удовлетворения потребностей

В какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка как материально-бытовых, так и духовных:

  • Потворствование (стремление родителей к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка) — шкала У+.
  • Игнорирование потребностей ребенка (недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей ребенка) — шкала У-.

Уровень требовательности к ребенку в семье

Они выступают в виде обязанностей, запретов, наказаний:

  • Чрезмерность требований-обязанностей представляет риск психотравматизма — шкала Т+.
  • Недостаточность требований-обязанностей приводит к трудности привлечения ребенка к какому-либо делу — шкала Т-.
  • Чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуации — шкала З+.
  • Недостаточность требований-запретов стимулирует развитие гипертимного, неустойчивого типа характера — шкала З-.
  • Чрезмерность санкций — чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения — шкала С+.
  • Минимальность санкций — упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний — шкала С-.

Неустойчивость стиля воспитания

Резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство — шкала Н.

Классификация нарушений воспитания

Классификация типов нарушений семейного воспитания выглядит следующим образом:

  • Потворствующая гиперпротекция. Подросток находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у подростков.
  • Доминирующая гиперпротекция. Подросток находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.
  • Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу "Золушки". Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилепсидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера.
  • Гипопротекция. Подросток предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.
  • Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.

Решение проблем за счет ребенка

Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем:

  • Расширение сферы родительских чувств — шкала РРЧ.
  • Предпочтение в подростке детских качеств — шкала ПДК.
  • Воспитательная неуверенность родителя — шкала ВН.
  • Фобия утраты ребенка — шкала ФУ.
  • Неразвитость родительских чувств — шкала НРЧ.
  • Проекция на подростка собственных нежелаемых качеств — шкала ПНК.
  • Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания — шкала ВК.
  • Сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка — предпочтение мужских качеств — шкала ПМК.
  • Сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка — предпочтение женских качеств — шкала ПЖК.

Подсчет результатов

Опросник содержит 130 утверждений о воспитании детей. Родитель указывает, согласен или не согласен он с каждым утверждением. Число ответов "согласен" по каждой шкале суммируются. При этом для каждой шкалы имеется диагностическое значение и если оно достигнуто или превзойдено, то у обследованного родителя считается установленным указанный тип отклонения в воспитании. Результаты представляются в цифровой и в графической форме.

Опросник предназначен для исследования проблемных семей, в которых школьники младшего и подросткового возраста имеют отклонения в поведении.

Загрузить демо-версию

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Вы можете также посмотреть снимки экранов и заказать программы.

Психологические тесты

Комплекс

Демо-версия

Рассылка

Теория

Партнерство

О нас

Новости

Психологические тесты > Отношения >

Родительское отношение: Диагностика родительского отношения к ребенку
Психология отношений: Диагностика межличностных отношений
http://www.effecton.ru/114.html