Если вам нужна помощь, просите о ней заранее
Люди более склонны жертвовать деньги, если им не нужно делать это прямо сейчас

Когда дело принимает критический оборот, мы не столь способны на высоко моральные поступки, как бы хотели думать. Чем ближе событие, где нам предстоит проявить себя, помогая другим, тем меньше на нас давят моральные ценности, и тем больше мы подвержены своим эгоистичным побуждениям. Это показала диссертация по психологии Дженса Агерстрома из Университета Лунда, что в Швеции.

Дженс Агерстром провел исследование среди тысячи людей, столкнувшихся с различными сценариями, в которых они должны были сделать определенные моральные суждения. Это были самые разные сценарии - от сортировки мусора и сдачи крови до помощи хорошему другу в переезде в солнечный летний денек. Для половины людей сценарий предусматривал, что событие намечается в ближайшем будущем, тогда как другой половине участников эксперимента было сказано представить, что событие произойдет через 10-30 лет.

"Оказалось, что мысль о том, что мы поступим эгоистично в далеком будущем, внушает нам гораздо большее чувство вины, чем, если мы поступим нехорошо на следующей неделе", - отмечает Дженс Агерстром.

Диссертация также показала, что мы быстрее начинаем осуждать аморальные действия других лиц, если они отдалены во времени. Например, экологические преступления получают более суровую оценку, если говорится, что они будут совершены через 10 лет, и более мягкую - если отмечается, что они произойдут на следующей неделе. Поскольку временная дистанция, как предполагается, оказывает такой же эффект и для событий в прошлом, то по мнению автора диссертации, это может повлечь за собой ряд последствий. В качестве примера исследователь приводит систему правосудия:

"Учитывая тот факт, что преступления, которые отдалены во времени рискуют быть осужденными в большей мере, в интересах преступника быть осужденным как можно быстрее после совершения преступления".

Организации, которые собирают средства для помощи другим, также могут сделать полезные выводы из этого исследования: например, что люди более склонны жертвовать деньги, если им не нужно делать это прямо сейчас:

"Людям, которые собирают средства, лучше спрашивать благотворителей, можно ли автоматически списывать средства с их счетов через полгода", - отмечает Дженс Агерстром.

Тот факт, что мы придаем больший вес моральным ценностям в далеком будущем, говорит о том, насколько мы абстрактно мыслим. Когда мы думаем об отдаленных для нас событиях, мы размышляем более абстрактно, что заставляет нас сосредоточиться на моральных аспектах и самом смысле мероприятия. Но если мы думаем о событии, которое предстоит совсем скоро, мы размышляем более конкретно, а это означает, что на первый план выходят как раз дополнительные аспекты. Например, если мы представим, что нас попросят сдать кровь в будущем, здесь будут доминировать моральные ценности, которые говорят о важности помощи другим людям. Но если мы говорим о более сжатых сроках, человек подчинен конкретным эгоистичным побуждениям - например, тому факту, как это неприятно, когда чтобы взять кровь, тебя протыкают иголкой.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию