Цена совершенства
Сделай лучше - почувствуй себя хуже

Какое бы действие вы не совершали - от поиска новых туфель до выбора столика в ресторане - вы всегда проверяете все возможные варианты, чтобы удостовериться, что выбрали лучший? Или же удовлетворяетесь тем, что имеете, находясь в поисках ровно столько времени, чтобы выбрать мало-мальски подходящую вам вещь?

Психологи окрестили первых максималистами, а вторых - "довольствующимися". Если вы относитесь к максималистам - будьте осторожны: возможно вы найдете что-то гораздо лучше, чем то, что имеете сейчас, но цена, заплаченная вами, будет очень высока. По крайней мере так утверждает психолог Барри Шварц (Barry Schwartz) из университета Лейдена.

Стремись к совершенству, получишь депрессию

Он разделил 548 выпускников 11 европейских университетов на максималистов и "довольствующихся", основываясь на их ответах на вопросы опросника, содержащего формулировки типа: "я всегда проверяю, не транслируют ли что-нибудь получше на соседних радиостанциях, даже если мне нравится то, что я слушаю по радио в данный момент".

Шварц выяснил, что максималисты находят работу, оплачиваемую в среднем на 20% выше, чем должности "довольствующихся". Однако максималисты оказались совершенно неудовлетворены своими достижениями, страдали от стресса, усталости, раздражительности, беспокойства и смотрели в будущее весьма пессимистично.

"Даже получив то, что они хотели, максималисты остаются неудовлетворенными", - резюмирует Шварц. - "Мы полагаем, что стремление максималистов к иллюзорному совершенству заставляет их постоянно сожалеть об упущенном". Так, максималисты часто сожалеют о вакансиях, на которые не могли претендовать, и считают, что должны были посетить большее количество собеседований перед тем, как выбрать работу.

Лучшее - враг хорошего

Если максималисты собираются что-нибудь сделать, они полагают, что должны сделать это наилучшим образом. "Среднее качество" для них неприемлемо. Столкнувшись с очень сложной задачей, они неизбежно колеблются между двумя крайностями: добиться совершенства или отказаться от работы вообще.

Как трезво оценить, что такое "среднее качество"? Должны ли мы стараться делать "роллс-ройс", который близок к совершенству? Или "мерседес"? Или "форд"? "Роллсройс" стоит 250 тыс. дол, "мерседес" - 80 тыс. дол., "форд" - 25 тыс. дол. Каждый производитель автомобилей обслуживает свой рынок. Производители выпускают автомобили, которые соответствуют ожиданиям клиентов.

Так и вы должны сделать то, что от вас ожидают, а не то, на что вы в принципе, теоретически способны.

Выполняя какую-либо работу, не задавайтесь вопросом: "Как я мог бы выполнить ее наилучшим образом?" Вместо этого спросите себя: "Какого качества исполнения от меня ожидают?" Если вы будете неизменно стремиться к совершенству, вы останетесь абсолютно неудовлетворены результатом!

Ирина Павленко для сайта Effecton.ru с использованием материалов psychcentral.com

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию