Управление вниманием
Формирование, развитие, улучшение внимательности

Введение

Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, пока человек не заострит свое внимание на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на что-то и не видеть, погружаясь в свои мысли. Бывает, что, задумавшись, мы не слышим разговоров, которые ведутся рядом с нами, хотя звуки голосов доходят до нашего слуха.

Если внимание рассеяно в пространстве или направленно на какую-либо другую деталь, то мы можем не слышать слов, обращенных непосредственно к нам, мы можем не почувствовать боли. И напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, мы подмечаем все детали этого предмета и действуем очень продуктивно. Фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность.

Говоря о внимании, мы обычно подразумеваем сосредоточенность, углубленность в какую либо работу. Чем сложнее стоящая перед нами задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет наше внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем меньше мы уделяем ей внимания.

Классификация свойств внимания и видов внимания приводится и прорабатывается более подробно в других статьях раздела "Психология внимания". Пакет психологических тестов и упражнений "Внимание" также использует более подробную классификацию.

Индивидуальные особенности внимания

С точки зрения когнитивной психологии, внимание — это первая стадия когнитивной осведомленности при получении информации от окружающего мира. У каждого человека своя осведомленность и свое собственное отношение к раздражителю. Формирование психического процесса — внимания идет у каждого своим путем, а управление и улучшение этого процесса зависит от желания и возможностей самого человека.

Особенности внимания как свойства личности выявляются при повторных наблюдениях их в различных условиях и в разных видах деятельности. Но для выявления этих особенностей неоднократно, надо быть достаточно наблюдательным.

Индивидуальные особенности распределения и переключения внимания человека могут быть выявлены путем наблюдения за тем:

  1. Насколько легко или трудно удается ему одновременно делать два дела и больше.

  2. Умеет ли он распределять свое внимание.

  3. Какая у него скорость переключения во время беседы с одного вопроса на другой, с одной темы на другую.

  4. Часто ли у него пропуски отдельных действий, необходимых в работе, и как быстро переходит от одного приема к последующему во время выполнения сложных операций.

  5. Достаточная ли у него легкость восприятия и запоминания дополнительных разъяснений, беглых замечаний.

  6. Удается ли ему заметить все происходящее на сцене в театре или на киноэкране, на телеэкране или его внимание приковывается к одному герою.

Оценка свойств внимания

Оценка с помощью наблюдений

Устойчивость внимания при длительном его напряжении может быть оценена по следующим наблюдениям:

  1. Внимательно ли человек выполняет самостоятельную работу до полного завершения или к концу выполнения задания его внимание заметно снижается.

  2. Может ли он внимательно работать в условиях сильных посторонних шумов.

  3. Часто ли отвлекается.

  4. Может ли длительно продумывать какой-либо вопрос в деталях или быстро отвлекается.

Оценка с помощью тестирования

Гораздо проще выявить различными способами (например, тестированием) свойства внимания человека, его положительные и отрицательные стороны, чем сформировать и развить такие качества внимания, которые необходимы для овладения какой-либо профессией. Там, где успех зависит от внимания к действиям, требуется обучать не столько трудовым навыкам, но, прежде всего концентрации, распределению, переключению и устойчивости внимания.

Управление вниманием

Формирование внимательности начинается с первых шагов малыша, продолжается в школе, других учебных заведениях и на работе. Оно заключается в управлении вниманием каждого индивидуума в процессе его учебной и трудовой деятельности. В зависимости от цели и методов обучения применяются различные способы этого управления.

Если человек должен усвоить какие-то знания, то очень важно вызвать у него непроизвольное внимание. Для этого надо заинтересовать его содержанием занятий, тогда его внимание без каких-либо усилий будет следовать за каждым словом, за каждым жестом, даже выражением лица обучающего.

Интерес человека бывает неустойчивым, да и внимание может колебаться независимо от интереса, поэтому обучающий должен направлять его внимание на главное "обратите внимание на…", "смотрите сюда", "внимательно присмотритесь к…". Собственно так и осуществляется управление вниманием человека.

Условия формирования внимания

Кроме непосредственного управления вниманием человека в начале обучения каким-нибудь новым для него видам деятельности, также необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию внимания. Для этого необходимо:

  1. Чтобы человек мог работать в любых условиях, не обращая внимания на отвлекающие моменты, необходимо упражнять у него произвольное внимание.

  2. Чтобы формировать после-произвольное внимание (умение сосредоточить сознание на объекте, значимом и ценном), надо увлекать его интересной, трудной, но посильной работой.

  3. Добиваться осознанности и ответственности за выполняемую работу.

  4. Внимание должно быть связано с требованиями дисциплины.

  5. Развивать устойчивость внимания, формировать волевые качества человека.

  6. Формировать объем и распределение внимания, чтобы научить одновременно выполнять несколько профессиональных действий.

  7. Обучить человека переключать внимание. Он должен выполнять упражнения по переключению внимания с объекта на объект, а также упражнения по выделению наиболее важных объектов из множества второстепенных, при этом, не забывая тренировать скорость переключения внимания.

Лучший способ формирования у человека внимательности — это не позволять ему делать работу небрежно.

Внимательность и невнимательность

Оценку свойств внимания человека надо начинать с оценки отдельных свойств его внимания. Но исчерпать ее этим нельзя, так как есть общие его качества, определяющие высокий уровень внимательности как свойства личности.

Морально воспитанное внимание - это произвольное внимание, которым человек владеет в соответствии с усвоенными им требованиями морали. Стимулом переключения и интенсивности внимания в этом случае служат моральные требования. Человек с морально невоспитанным вниманием будет рассматривать немощного инвалида или пройдет мимо нуждающегося в помощи.

Частный случай морально воспитанного внимания — дисциплинированное внимание, произвольное и подчиненное требованиям дисциплины. Внимание, соответствующее требованиям определенной профессии, называют профессиональным вниманием. Оно проявляется во внимании к порядку на своем рабочем месте, к чистоте эксплуатируемой машины и.т.д.

Профессиональное внимание развивается в процессе профессионально-технического обучения. Главный стимул этого развития — общий порядок и неукоснительное выполнение всех правил учебной или производственной деятельности.

Организация внимания

Гораздо труднее, хотя еще более важно разобраться в неправильной организации внимания, называемой невнимательностью. Ее можно объединить в три типа:

  1. Рассеянность (порхающее внимание) -- возникает при отвлекаемости и малой интенсивности внимания, легкой переключаемости с объекта на объект. Этот тип внимания характерен для малышей, но может встречаться и у взрослых.

  2. Внутренне-направленное внимание при высокой интенсивности и трудной переключаемости внимания. Это явление свойственно как детям, так и ученым, сосредоточенным на выполнении сложных задач.

  3. Слабая интенсивность внимания, обусловленное снижением силы и подвижности нервных процессов в коре головного мозга, это может происходить из-за усталости, болезни, потери интереса.

Развитие внимательности

Понятно, что для успешного осуществления стоящих перед человеком задач необходимо развивать у него внимательность. Ведь перед любым человеком, который стремится получить хорошее образование или престижную работу стоит вечная преграда — тесты (экзамены). Такова реальность. И преодолеть эту преграду сможет только тот человек, который научился быть очень внимательным. Поэтому подготовка к подобному тестированию всегда окупится сторицей и в этом ему поможет пакет "Внимание".

Внимание не только создает наилучшие условия для психической деятельности, но и несет сторожевую службу, помогая человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме.

Эксклюзивный материал сайта "www.effecton.ru - психологические тесты и коррекционные программы". Заимствование текста и/или связанных материалов возможно только при наличии прямой и хорошо различимой ссылки на оригинал. Все права защищены.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию