Исключение слов
Комбинаторные способности, оперирование вербальными понятиями. Тест интеллекта. Абстрагирование. Вербальные понятия.

У разных людей, стоящих на разных ступенях интеллектуального развития баланс наглядно-образных и логических связей разный. Дети дошкольного возраста имеют, в основном, эмоционально-образные связи, младшие школьники — наглядные, конкретно-образные и ситуативные связи, старшеклассники и взрослые — сложные логические связи.

Для выбора слов, объединенных смысловой связью, нужно раскрыть содержание понятия, дать ему определение, выделить его существенные признаки, таким образом подвести его под ближайшее родовое понятие с указанием существенных видов признаков, и сделать правильный выбор.

Тест интеллекта "Исключение слов"

Испытуемому предлагается пять слов, из которых четыре объединены определенной смысловой связью, а одно — лишнее, это слово и следует выделить в ответе.

Например, слова: "волк", "лиса", "медведь", "собака", "тигр".

Слова: "волк", "лиса", "медведь", "тигр" означают диких животных, а слово "собака" не означает этого, поэтому нужно указать именно его.

Этот субтест позволяет определить способности испытуемого к абстрагированию.

Теория теста интеллекта "Исключения слов"

Человек обозначает предмет словом - выводит его из области чувственных образов и вводит в систему логических связей и отношений. Таким образом внешний мир приобретает более глубокое отражение, переходя от наглядных обозначений (волк, собака) к более общим понятиям (дикое животное, домашнее животное). Это дает ему возможность исключить слова не связанные между собой смысловой связью.

Система смысловых связей, стоящих за словом, выражающим понятие, дает возможность мысли идти по всем направлениям, и именно понятие является движущим механизмом мысли.

Каждое понятие — это образ объективного мира, но в отличие от восприятий и представлений это образ не наглядный, не конкретный, а обобщенный, в котором в сжатой словесной форме запечатлены все знания человека о целой группе объектов (предметов или явлений), имеющих одинаковые и качественно единые признаки и свойства.

Обобщенный образ, проявляющийся в понятии, появляется в результате переработки многих наглядных образов, какими являются восприятия и представления. Для формирования понятий нужен фундамент из хорошо известных представлений, сравнение с которыми даст возможность найти принципиальные отличия одной группы объектов от другой и выделить их.

Переход на высший уровень обобщения — анализ разных, хотя и сходных фактов, выделение в каждом из них существенного, т.е. абстрагирование, отвлечение от других, второстепенных обстоятельств, признаков, которые могут быть и важными, но для данного случая не являются существенными.

Параметры

Сырые баллы

Первичные баллы по каждому субтесту.

Шкальная оценка

Подсчитанные баллы по каждому субтесту переводятся в профиль.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию