Анализ текущего состояния
Физическое и психологическое состояние учащихся

Анализ текущего психологического состояния учащихся

Понимание текущего психологического состояния учащихся необходимо школьному психологу для решения целого ряда важных задач: контроль психологического состояния учащихся при использовании здоровьесберегающих технологий; выявление причин неуспеваемости; выявление причин девиантного поведения; контроль адаптации учащихся в начальной школе и при переходе к основной школе; экспертиза влияния режима обучения на учащихся; профилактика суицида.

Пакет "Состояние" содержит все необходимые для этих целей методики.

  • Тест "САН" позволяет провести экспресс-анализ динамики самочувствия, активности и настроения в зависимости от каких-либо значимых для учащихся событий или режима обучения.
  • "Шкала ситуационной тревожности" позволяет измерить состояние тревожности, возникающее как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение высших психических функций и как следствие нарушение способности к обучению.
  • "Шкала эмоциональных состояний Уэссмана-Рикса" содержит шкалы "спокойствие - тревожность", "энергичность, бодрость - усталость", "приподнятость - подавленность", "уверенность в себе - подавленность", "уверенность в себе - чувство беспомощности". Результаты опросника статистически значимо связаны с физиологическими показателями эмоциональных состояний.
  • Полезная и обширная информация о причинах психологического дискомфорта может быть получена с помощью "Цветового теста" Люшера: тревоги, компенсации, конфликты, источники стресса; желаемые цели и средства эмоционального поведения; устремления и защитное эмоциональное поведение; существующее эмоциональное положение, текущее состояние, настрой, уместное эмоциональное поведение; сдерживаемые качества, временно утраченные свойства, отложенные возможности, ограничиваемые, воспринимаемые как неуместные и находящиеся в резерве; источники неосознаваемой тревожности, потребности, затормаживаемые ввиду нецелесообразности; актуальная эмоциональная проблема; аутогенная норма (чем больше показатель, тем выше уровень непродуктивной нервно-психической напряженности, заключающейся в завышенном расходовании нервно-психических ресурсов, при столь же низком коэффициенте полезного действия).
  • По результатам "Оценки психологического состояния младших школьников" психолог может выявить гармоничность развития личности ребенка, нравственное благополучие ребенка, степень деформации личности ребенка, наличие невротизации ребенка, неуверенность ребенка в себе, общительность ребенка, эгоистичность ребенка. Данная методика позволяет уже на ранней стадии выявить психологические нарушения у детей, особенно на рубеже начальной и средней школы. Низкие результаты по ряду шкал могут быть основанием для консультации психотерапевта с целью выяснения реальных причин некоторых особенностей поведения ребенка.
  • Опросник "Оценка нервно-психического напряжения" позволяет выявить начинающееся перенапряжение регуляторных систем организма у старших школьников. В случае диагностики чрезмерного нервно-психического напряжения учащегося следует рекомендовать обратиться к врачу для углубленного исследования и назначения лечения, так как возможен переход от донозологического состояния к патологическому.

Анализ текущего физического состояния учащихся

Изучение текущего физического состояния учащихся на практике очень часто находится в компетенции школьного психолога и используется для контроля физического состояния учащихся при использовании здоровьесберегающих технологий; для выявления причин неуспеваемости; контроля адаптации учащихся в начальной школе и при переходе к основной школе; экспертизы влияния режима обучения на учащихся.

Методики для оценки текущего физического состояния учащихся включены в пакет "Состояние".

  • Методика "Оценка физического здоровья учащихся" оценивает результаты пяти морфологических и функциональных показателей, характеризующих уровень развития ребенка: массо-ростовых показателей; качества регуляции сердечно-сосудистой системы; функциональных возможностей органов дыхания и кровообращения; уровня развития двигательных качеств; адаптационных резервов кардио-респираторной системы. Методика позволяет получить значения по каждому показателю и интегральную оценку уровня физического здоровья учащихся обоего пола в возрасте от шести до 18 лет.
  • С помощью "Цветового теста" Люшера может быть получена оценка работоспособности и истощаемости учащегося (способность на протяжении определенного времени сохранять максимальную продуктивность деятельности) и вегетативный коэффициент, отражающий установку на активную деятельность, подкрепленную достаточными энергоресурсами или установку на отдых, покой.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию