Опросник Дж. Рензулли
Поведенческие характеристики одаренных детей

Определение одаренности и установление критериев одаренности необходимо в случае выделения таких детей для обучения по специальным программам, либо в классах с углубленным изучением предметов, либо для участия в специальных программах, олимпиадах и пр.

Поскольку жизнь любого человека проявляется в поведении и деятельности, то наиболее значимо выявление особенностей поведения одаренных детей в раннем возрасте, что позволяет помочь им определиться в дальнейшей жизни.

Очевидно, способности связаны с какими-то врожденными особенностями структуры мозга, с особенностями его микроструктуры и сказываются на характере процессов отражения и поведения.

Самым первым симптомом одаренности, который могут заметить родители и учителя, это склонность ребенка к определенным видам деятельности. Склонность проявляется в стремлении ребенка именно к той деятельности, которая его привлекает. Соединение природной склонности и приобретенных знаний и опыта превращаются в способность.

Простейшие формы поведения, основанные на инстинктивных действиях, наиболее вероятны для детей младшего возраста, позже появляются элементы рассудочного поведения, опирающиеся на отражения соотношений между предметами при совершении обходных действий.

С возрастом многие особенности поведения становятся привычками, автоматическими действиями, в мозговых структурах образуются устойчивые нервные связи, которые служат основой для сложных форм поведенческих актов, динамических стереотипов.

Управление поведением ребенка необходимо, чтобы исключить ненужные привычки, появляющиеся у ребенка. Важно как раннее выявления предпосылок одаренности ребенка, так и выявления детей с низкими оценками поведенческих характеристик, что позволит на более ранних стадиях помочь ребенку скорректировать его поведение и привычки.

У талантливых и одаренных детей можно отметить превосходство в интеллекте, творческой способности (креативности) и мотивации. Чаще всего все эти три показателя наличествуют у таких детей.

Для одаренных детей очень важна мотивация т.е. совокупность мотивов, побуждающих детей к направленной активности, инициативным действиям. Мотивы ребенка формируются на основе его потребностей, а круг этих потребностей определяется широтой его познавательной деятельности, возможностями его интеллекта.

Одаренность с точки зрения Рензулли, Райса и Смита (Renzulli, Reis & Smiss,1981) можно распознать c помощью следующих факторов:

  • Высокого уровня способностей (может проявляться в отличной успеваемости или высоко оцененном интеллекте).
  • Высокой творческой способности (иногда проявляется в выдвижении новых идей или в способности решать проблемы).
  • Высокой целеустремленности (проявляет себя в высоком уровне настойчивости при завершении заданий).

Если способности и мотивации одаренных детей идут в одном русле, то, скорее всего, они достигнут больших результатов в своей жизни, причем чаще всего такие дети становятся "трудоголиками" и интеллектуалами. Раннее определение одаренности позволит при необходимости помочь им скорректировать их физическое состояние и адаптировать в окружающей среде.

Опросник предназначен для выявления 25 поведенческих характеристик одаренных детей младшего школьного и подросткового возраста по четырем шкалам:

  • познавательная деятельность - 5 характеристик;
  • мотивация - 5 характеристик;
  • лидерство - 5 характеристик;
  • творчество - 10 характеристик.

Наличие каждого качества оценивается одним баллом. Подсчитывается также сумма баллов по каждой шкале и по опроснику в целом.

Опросник не имеет пороговых значений одаренности, но позволяет обратить внимание на детей, получивших высокие оценки, а также дать структурированное качественное описание поведенческих характеристик детей, отнесенных к категории одаренных на основании других методов.

Шкала Рензулли для оценки поведенческих характеристик одаренных детей дает психологам средство для предварительного отбора одаренных и талантливых учеников.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию