Пн-Пт 9:00 - 18:00 по МСК
Новое исследование разоблачает четыре мифа, которые искажают наше представление о синдроме самозванца и приводят к его ошибочному восприятию. Понимание этих мифов поможет превратить сомнения в преимущества, объясняет автор книг, эксперт в области эффективности и психологии успеха, преподаватель Школы бизнеса при Университете Вирджинии Рахул Бхандари.
Новое исследование, опубликованное в Annals of Management (Ш. Мартин, Б. Тьюфик, Д. Йип) ставит под сомнение всё то, что, как нам казалось, мы знали о синдроме самозванца.
Какие 4 мифа мешают нам прорабатывать сомнения и двигаться вперед?
Мы часто говорим о синдроме самозванца так, как будто это хроническое заболевание. Исследование показывает, что это просто мысли, которые потом исчезают. То, что кажется постоянной идентичностью, на самом деле — временное психическое состояние.
Например, вы продвигаетесь по службе. Это располагает к размышлениям о самозванстве: чем выше вы поднимаетесь в организации, тем больше вы демонстрируете свою компетентность и тем больше людей обращаются к вам за советом. Если вы продвигаетесь по службе и не испытываете сомнений в себе, то, возможно, вы слишком самоуверенны.
Второй миф — синдром самозванца чаще встречается среди женщин или людей с маргинализированной идентичностью. Новое исследование не выявило существенных гендерных различий. Это открытие имеет огромное значение: причина — не гендерная принадлежность или идентичность, а контекст.
Например, рабочая среда влияет на мысли о самозванстве. Людей, которые часто думают о себе как о самозванцах, пугает необходимость находиться на рабочем месте. Удаленная работа приносит облегчение, но за это приходится платить. Если у вас нет общения с коллегами, вы не получите обратную связь, которая развеяла бы ваше ложное убеждение в том, что вас переоценивают.
Пожалуй, самый главный миф — это предположение о том, что синдром самозванца всегда вреден. Вся наша культура построена на преодолении таких чувств, ведь мы считаем, что они приводят к стрессу и снижению продуктивности. Но исследования говорят: всё не так однозначно.
Так, исследование Тьюфика выявило противоположную точку зрения: сотрудники, которые чаще других испытывают синдром самозванца, обычно считаются более эффективными в межличностном общении. Само сомнение побуждает человека внимательнее слушать и охотнее обращаться за помощью. Такой подход для компаний продуктивнее: излишняя самоуверенность сотрудников может привести к катастрофическим ошибкам в бизнесе.
Нам кажется, что мы понимаем, как синдром самозванца приводит к негативным последствиям. Новый обзор показал: в большинстве исследований не проводится прямая проверка психологических механизмов, а если и проводится, то результаты неоднозначны. Простая причинно-следственная цепочка, которую мы себе представляем (синдром самозванца вызывает стыд, а он ведёт к неудаче), не имеет надёжного основания. Это открывает путь к позитивному сценарию.
Новая концепция предлагает людям с синдромом самозванца взглянуть на него как на преимущество. Сомнения не доказывают вашу несостоятельность, а говорят о том, что вы выполняете сложную работу — её доверяют вам, потому что верят в ваши способности. Значит, другие высокого мнения о вас как о профессионале. Ваши терзания — нормальная реакция на рост и вызовы. Будущее принадлежит не тем, кто никогда не сомневается в себе, а тем, кто воспринимает сомнения как попутчика на пути к мастерству.
10,000+ companies rely on Olark software to chat with customers directly.