Пн-Пт 9:00 - 18:00 по МСК
Иногда люди упускают очевидные решения своих проблем. В то же время большинство незначительных проблем можно решить с помощью базовых подходов. Откуда берутся эти «слепые зоны», и что делать? Доктор философии, известный социальный психолог Элис Бойс рекомендует стратегии борьбы с 5-ю ошибками, связанными с когнитивными «неполадками».
Пример: вы недавно обновили операционную систему на телефоне, интерфейс выглядит по-другому, а любимое приложение стало работать медленно. Вы предполагаете, что ошибки в приложении вызваны обновлением. Но когда вы ищете решение проблемы в сети, понимаете, что неполадки не связаны с обновлением и их можно исправить другим способом.
Что делать? Задавайте вопросы, которые требуют наблюдения, а не предположений:
Бывает и наоборот. Вы устали, и у вас болит голова. Вы мысленно перебираете множество возможных причин, но только потом понимаете, что выпили на одну чашку кофе меньше, чем обычно.
Как найти причину? Подумайте о том, что в этот раз вы сделали чаще или реже (или делали по-другому).
Вы думаете: «У меня болит спина». И только когда врач начинает задавать вам вопросы, вы понимаете, что боль возникает только по вторникам, после совещания, на котором вы весь день сидели сгорбившись, а не в удобной позе.
Что делать? Будьте точны в описании проблемы. Задавайте себе вопросы, чтобы понять возможные причины.
Например, пара постоянно ссорится из-за денег, домашних обязанностей, разногласий в подходах к воспитанию детей. Супруги покупают книги о выстраивании общения, но результата нет. Пара идет к психотерапевту, который спрашивает, когда происходят ссоры. Ответ: почти всегда, когда они возвращаются домой с работы, до ужина, когда они голодны и устали. Психотерапевт предлагает провести эксперимент. Поможет ли перекус перед уходом с работы? Это решает 75% проблем. Дело не только в том, что еда помогает, но и в том, что сам процесс перекуса напоминает им: придираться друг к другу — это не то, чего они хотят.
Как найти причину? Спросите себя: «Может быть, проблема в окружающей обстановке, а не в поведении?»
Распространённая ошибка — начинать не с простых решений, а со сложных. Например, у вас проблемы со сном, но вы не попробовали самое простое решение — ложиться спать в одно и то же время. Вы переедаете, но не планируете своё питание на неделю вперёд.
Как поймать себя на ошибке? Спросите себя: «Какую самую скучную и очевидную вещь я ещё не пробовал сделать?» Представьте, что кто-то спрашивает вас: «А ты пробовал отключить и снова подключить?» Это касается любых задач.
Стоит учесть и два других фактора.
Многие из указанных «слепых зон» связаны с тем, как мы формулируем проблему. Часто мы пытаемся решить проблему, исходя из того, как мы её себе представляем, а не из фактов, связанных с самой ситуацией. Но конкретные вопросы помогают отделить предположения от наблюдений и выявить то, что мы упустили.
10,000+ companies rely on Olark software to chat with customers directly.