Пн-Пт 9:00 - 18:00 по МСК
В некоторых странах постепенно снимаются ограничения, введенные из-за коронавируса. Но вместо возвращения к нормальной жизни мы сталкиваемся с «новой нормальностью». Неясно, как будет выглядеть мир после пандемии. Многие испытывают тревогу, чувствуют себя разобщенными и не знают, как снова общаться после столь долгого отсутствия практики. Лицензированный психолог, практикующий в Нью-Джерси, Элисса Р. Гросс и доктор психологических наук Константин Лукин дают несколько советов о том, как приспособиться к постпандемической жизни.
У большинства из нас не было времени для подготовки к пандемии, в особенности к первоначальной «блокировке». В результате мы перешли в режим выживания, не успев осмыслить происходящее. Многие чувствовали себя сбитыми с толку, что привело к состоянию хронического стресса, который длился более года.
Социальные сети засыпали нас информацией о воздействии коронавируса. А потом люди лично столкнулись со смертями членов семьи, друзей и знакомых.
Пандемия привела к большим потерям: люди потеряли близких, работу, бизнес, социальные связи. В результате многие из нас сейчас сталкиваются с огромным чувством горя и утраты.
Пандемия привела к значительной социальной изоляции, лишив людей поддержки, столь необходимой для преодоления трудных времен. Многие люди чувствуют себя разобщенными, одинокими и беспокоятся о том, как они снова начнут социализироваться после окончания пандемии.
Стресс от пандемии вызвал обострение существовавших ранее факторов стресса. Из-за неспособности использовать социальные связи и возможности, которые люди обычно используют, чтобы справиться со стрессом, было намного труднее справиться со стрессом.
Пандемия заставила всех нас осознать, что жизнь можно перевернуть в любой момент, что приведет к повышению уровня беспокойства и осознания того, что мы не можем контролировать многие аспекты жизни.
Пандемия привела к появлению множества «вынужденных выборов», например: «Я должен работать, но я также должен оставаться дома со своими детьми». Многие из нас чувствовали, что не могут сделать это правильно, и сомневались в принятых решениях.
Родители, напуганные и обеспокоенные пандемией, имели меньше ресурсов, чтобы оказать своим детям эмоциональную поддержку, в которой они нуждались. В результате многие дети и подростки испытывают чувство тревоги и печали, не говоря уже о подавленности из-за виртуального обучения, с которым их родители не всегда могут помочь.
Многие дети и подростки упускают определенные возможности для развития, такие как формирование социальных связей и решение определенных академических задач. Их также лишили возможности отпраздновать различные вехи (например, выпускной, поступление в университет).
Многие из нас извлекли пользу из более медленного темпа жизни, испытывая «простые удовольствия», такие как проведение большего количества времени с семьей дома. Это позволило людям остановиться и задуматься над своими приоритетами и начать вносить некоторые изменения в то, на что следует направить внимание и энергию.
Многие люди описывают чувство облегчения от возможности избегать «токсичных» людей и ситуаций.
Некоторые чувствовали меньше стресса при работе из дома, больше не тратя время на поездки на работу и обратно и обладая большей гибкостью в течение дня.
Многие говорили о чувстве вины за то, что они пережили пандемию, а друзья, коллеги и работники на передовой умирают от Covid. Этот опыт часто называют «виной выжившего» – чувством вины за то, что он выжил, а другие умерли.
Многие испытали глубокое чувство печали, размышляя о влиянии вируса на людей, потерявших близких, работу и т.д.
Симптомы тревоги и депрессии участились у детей, подростков и взрослых.
Некоторые люди, будучи довольно изолированными уже год, испытывают симптомы социальной тревожности, ощущают себя не в своей тарелке в социальных ситуациях.
Многие из нас не могут ощущать себя комфортно в масках, при социальном дистанцировании и разговорах о важности статуса вакцинации теперь, когда ограничения снимаются.
После таких драматических изменений за последний год мысль о том, чтобы пережить еще какие-то изменения, даже более позитивные (например, возвращение к работе и учебе, возможность общаться), может быть довольно пугающей. Вносите изменения медленно, чтобы уменьшить чувство подавленности.
Дайте себе время на то, чтобы скорбеть и осознать все потери, которые мы пережили в прошлом году.
Составьте план, как «заново пройти» пропущенные вехи, такие как празднование дня рождения, выпускной.
Многие из нас очень хотят вернуться в офис после года работы из дома. Будьте терпеливы, подумайте, можно ли снова вернуться в офис, и постарайтесь спланировать приятные занятия в конце дня. Обязательно делайте короткие перерывы в течение дня, во время которых вы можете попрактиковаться в дыхании для расслабления, послушать короткую медитацию или совершить бодрящую прогулку по кварталу.
Многие люди не уверены в том, как управлять социальными взаимодействиями (например, должны ли мы все носить маски и что делать, если вы носите маску, а другие нет, должны ли мы пожимать руки или обниматься). Постарайтесь внести ясность в это и ведите себя так, как вам наиболее комфортно. Начните общаться медленно, возможно, начав с самых близких вам людей, с которыми вы можете поговорить о своих проблемах и своем уровне комфорта.
Некоторые из нас чувствуют себя виноватыми из-за того, что не испытывают полного облегчения и счастья по поводу нашего возвращения к «нормальной жизни». Поймите, что смешанные чувства имеют смысл; расслабьтесь и дайте себе время приспособиться к старому распорядку.
Многие люди боятся снятия ограничений. После года защиты себя и своих близких через социальное дистанцирование и т.д. страшно думать о том, чтобы снова быть среди толпы людей и не заболеть.