Психологи объяснили, почему во время коронавируса не все люди до сих пор остаются дома
Эмоциональная эпидемиология

В последние недели мы наблюдали рост числа погибших, беспрецедентные меры правительств в ответ на COVID-19 и радикальные изменения повседневной жизни для большей части мира. Многие из нас приспособились к жизни дома. Однако мы все еще видим фотографии полных пляжей и оживленных улиц. Эгоистичные, глупые, безалаберные – это слова, которые используются для описания людей, которые все еще живут своей жизнью, как будто ничего не изменилось.

Учитывая, что везде говорится только об этом, кажется невозможным, чтобы люди не знали, что им следует оставаться дома. Итак, почему некоторые люди все еще ведут себя опасно? В ситуации разбирается Джулия Шоу – доктор философии, профессор Лондонского университетского колледжа, известная своими работами в области ложной памяти и криминальной психологии.

Эмоциональная эпидемиология

В 2009 году Даниэль Офри написала о явлении, которое она наблюдала у своих пациентов. Она обнаружила, что во время вспышки гриппа H1N1 («свиной») люди и их семьи подверглись психологическому заражению мифами и подозрениями. Она написала: «Подобно тому, как существуют паттерны инфекции, похоже, существуют паттерны эмоциональной реакции (эмоциональной эпидемиологии), связанные с новыми заболеваниями».

Болезни, особенно такие, как COVID-19 (и в свое время H1N1), которые могут протекать бессимптомно у всех, кого мы встречаем, захватывают как наше воображение, так и наши страхи. Мы становимся испуганными и неуверенными и часто делаем две вещи: 1. Действуем нерационально. 2. Ожидаем худшего от других. Давайте обсудим оба из них.

1. Почему во время пандемии мы действуем нерационально?

Отбросим ситуации, когда человек может действовать из-за эгоизма или злого умысла, и рассмотрим некоторые другие причины, по которым люди не прислушиваются к совету о социальной дистанции:

  • Мы не можем понять это. Люди изо всех сил пытаются понять большие, сложные проблемы. Такое ощущение, что мы в фильме-антиутопии, а не в реальной жизни. Почти невозможность понимания этой пандемии может привести к игнорированию или отрицанию ее масштабов и реальности.
  • Мы гонимся за желаемым, а не за действительным. В эпоху цифровых технологий легко найти статью, которая скажет вам то, что вы хотите услышать. Желаемое мышление может привести к утверждениям, которые минимизируют серьезность ситуации или же возводят ее до катастрофических последствий. Если у вас есть неправильное представление о том, что мир рушится, ваши ресурсы могут истощаться. Если же у вас есть неправильное представление о том, что этот вирус не серьезнее гриппа, вы подвергаете других риску, общаясь, как обычно.
  • Мы не верим в это. Наши новостные ленты уже давно наполнены сенсационными историями. Если нам постоянно говорят, что наш мир находится в кризисе, мы можем не воспринимать новости всерьез, когда кризис наступает.
  • Мы в замешательстве. Мы не знаем, что нам делать. То, что мы сделали вчера, следуя указаниям правительства, сегодня может рассматриваться как обман. Это приводит к осознанной беспомощности, когда мы можем просто перестать пытаться понять, как правильно себя вести, и вместо этого в качестве руководства использовать нашу интуицию.

Знание этих предубеждений может помочь нам их преодолеть. Самый безопасный способ действовать во время эпидемии – прислушиваться к советам правительственных экспертов по эпидемиологии. У них гораздо больше знаний и данных, чем мы можем надеяться получить, пытаясь сами найти подходящий ответ. Настало время подавить те интуиции, которые говорят нам, что мы умнее международных экспертов. Мы не умнее.

2. Почему мы делаем предположения оп поведении других людей? Фундаментальная атрибуция смещения и COVID-19.

Поскольку мы не можем видеть, о чем думают люди, мы должны попытаться определить, как они себя ведут. Основной аспект того, что психологи называют теорией разума, – это способность приписывать другим такие вещи, как намерение, эмоции или знание. Но в большинстве случаев это просто означает, что мы гадаем, почему люди делают то, что делают. В нынешней пандемии это также заставляет нас автоматически делать этические оценки других людей. Это может привести нас к мысли, что люди намеренно делают или говорят вещи, которые увеличат распространение этой болезни, даже если у нас мало способов узнать их реальные намерения.

Теория подвержена ошибкам и может быстро привести к фундаментальным ошибкам атрибуции, когда мы объясняем поведение других людей их личностными особенностями, а собственные поступки – какими-либо внешними обстоятельствами. Другими словами, то, что кто-то ведет себя так, что может привести к смерти других людей, зараженных COVID-19, не означает, что им все равно, если их действия приведут к смерти людей. Но наш мозг, естественно, делает такой вывод. Мы предполагаем, что люди, которые действуют плохо, являются плохими даже в неопределенных и сложных ситуациях, таких как глобальная пандемия. Этот вывод основан на предвзятости, к которой мы переходим, потому что мы напуганы, и мы по умолчанию используем автоматическое и упрощенное мышление.

Заразное поведение

Есть еще кое-что, что оказывает огромное влияние на нашу вероятность остаться дома: заразное поведение. Согласно Кристи Дуан и коллегам из книги «Психиатрия пандемий», необходимо изучить поведенческую инфекцию, чтобы понять нашу психологическую и поведенческую реакцию на пандемии. Согласно их исследованиям, точно так же, как один человек, имеющий COVID-19, может распространить заболевание на двух или трех людей, то же самое относится и к поведению. Один человек, отказывающийся от социальной дистанции, может заставить двух или трех других сделать то же самое.

Это может привести к буквальной передаче заболевания между теми, кто не находится в социальном отдалении. И это может вызвать более широкую «передачу» психологической ошибки, что нормально продолжать жить как обычно. Такое поведенческое заражение особенно актуально в ситуациях сильного стресса и может создать порочный круг.

Но хорошо, что и обратное тоже верно. Следование советам эпидемиологов тоже заразно. Если мы останемся дома, мы, скорее всего, мотивируем 2-3 других остаться дома. Именно так каждый из нас может изменить ситуацию не только за счет предотвращения локального распространения вируса, но и за счет потенциального влияния на людей во всем мире, чтобы они оставались дома.

Итак, оставайтесь дома. И чтобы убедить других остаться дома, лучшее, что вы можете сделать ... остаться дома.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию