Адаптация и повышение эффективности моделей дополнительного образования детей и ранней профориентации с учетом новых технологических инициатив и образовательных инноваций

Современные мировые тенденции, для которых характерен переход от индустриального к информационному обществу, диктуют необходимость получения индивидом непрерывного образования в течение всей жизни. Для этого в сознании человека должны произойти существенные изменения, направленные на формирование устойчивого познавательного интереса и познавательной инициативы, являющиеся основой непрерывного процесса саморазвития и само-совершенствования человека как субъекта культуры и деятельности. Современная система образования должна стать инициатором формирования таких изменений.

Для решения этой задачи в Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726р г. Москва принята Концепция развития дополнительного образования детей (далее — Концепция) [1].

Концепция направлена на «воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства» [1].

Таким образом, сегодня дополнительное образование детей, регламентируемое ст. 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.

Составляющими процесса вовлечения молодежи в процесс непрерывного образования является внедрение новых технологических инициатив и образовательных инноваций в систему дополнительного образования детей и ранней профориентации. Такие инициативы и инновации позволяют сформировать устойчивый интерес к изучаемому предмету, мотивируя молодежь к всестороннему творческому развитию, что является необходимым условием интеграции Российской Федерации в мировое информационное сообщество.

Осмыслению различных взглядов на сущность дополнительного образования детей посвятили свои научные труды многие отечественные исследователи, такие как А. Г. Асмолов, Л. Н. Буйлова, А. К. Бруднов, А. В. Золоторева, М. Б. Коваль, Г. Н. Попова, А. Б. Фомина [2], Несмотря на довольно широкий проблемный пласт исследований в данном направлении, имеется необходимость дальнейшего содержательного анализа теоретических и прикладных аспектов создания оптимальных условий для формирования познавательного интереса и сознательной вовлеченности членов общества, в том числе молодежного, к получению непрерывного образования в течении всей жизни так и являются актуальными по сей день.

Об актуальности инициатив, обеспечивающих всестороннее взаимодействие школы и организаций дополнительного образования, как «наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи», указывается также в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [3].

Целью данной статьи является освещение результатов проведения работ по адаптации и повышению эффективности моделей дополнительного образования детей и ранней профориентации, выполненных ООО «Атмосфера Комфорта М» в рамках проекта «Адаптация моделей дополнительного образования детей и ранней профориентации с учетом новых технологических инициатив и образовательных инноваций», реализованного по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации.

Процесс, обеспечивающий адаптацию и повышение эффективности моделей, является динамическим, имеющим свою последовательность и особенности протекания, связанные с определенной перестройкой каждой модели в рамках включения в новые условия функционирования с возможной корректировкой целей, задач, алгоритма и интенсивности взаимодействия всех участников данной модели. Конечным результатом данного процесса является совершенствование моделей дополнительного образования детей и ранней профориентации и приведение их к качественно новому уровню функционирования с учетом новых технологических инициатив и образовательных инноваций.

Этапы процесса включают:

  • выявление несоответствия результатов внедрения/реализации моделей дополни тельного образования детей и ранней профориентации, ожидаемым в контексте качественных изменений системы дополнительного образования на основе анализа результатов проведенного сбора данных;
  • коррекция (перераспределение) функций участников рассматриваемых моделей на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательных организаций для обеспечения проведения качественных изменений системы дополнительного образования детей с учетом новых технологических инициатив и образовательных инноваций в системе дополнительного образования детей и ранней профориентации;
  • определение направлений мероприятий по доработке и адаптации моделей на основе систематизированных результатов сбора данных;
  • обозначение управленческих, организационных, методических и экономических условий и рисков доработки и адаптации моделей дополнительного образования детей и ранней профориентации;
  • формирование рекомендаций по совершенствованию мероприятий по обеспечению информационной открытости в процессе внедрения и реализации доработанных моделей дополнительного образования детей и ранней профориентации.

Основные положения. Для выявления несоответствия результатов внедрения/реализации моделей дополнительного образования детей и ранней профориентации в субъектах Российской Федерации ООО «Атмосфера Комфорта М» в период октябрь ноябрь 2016 года был выполнен сбор и анализ информации от педагогической, родительской и ученической общественности, по результатам которого бы ла проведена оценка степени внедрения моделей дополнительного образования детей и профориентации в регионах Российской Федерации. С участием экспертов были рассмотрены следующие модели дополнительного образования детей и профориентации, разработанных в рамках ФЦПРО 2011–2015:

  1. Модель «Школа и ресурсный центр». Основной принцип функционирования модели — ресурсными центрами являются образовательные организации, в частности, городские или поселковые школы, имеющие положительный опыт профориентационной работы с учащимися 9–11 классов. Нормативным правовым основанием взаимодействия школ с ресурсным центром (или несколькими ресурсными центрами) может служить двусторонний и трехсторонний договор о сотрудничестве, заключаемый директорами организаций/учреждений, либо структура, в которой школы будут являться филиалами ресурсного центра.

  2. Модель «Социальное партнерство». Основным преимуществом данной модели является объединение разных организаций, находящихся на одной территории, заинтересованные в профориентации молодежи, проживающей на данной территории. С помощью данной модели организации-партнеры могут реализовать свои собственные интересы, например, по подготовке абитуриентов для своих образовательных организаций или кадров на вакантные рабочие места. Модель носит социальный характер, одновременно решая проблемы социума.

  3. Школьная модель («Школьный тьюторский центр профориентации и самоопределения»). Основным принципом функционирования данной модели является увеличение ресурсов школ для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников, обеспечивая им выбор и возможности самоопределения, за счет повышения эффективности используемых технологий и потенциала государственно-общественного управления школой. Технологиями увеличения ресурсов являются: дистанционное обучение, использование интернет ресурсов, потенциала профессиональных социальных сетей, сайтов работодателей и профессиональных образовательных организаций, информацию образовательных порталов; электронные образовательные ресурсы и учебники для самостоятельной работы школьников, в том числе выложенные в интернет и др. Модель предрасположена для использования в школах с небольшим количеством учащихся 9–11 классов, так как она фактически предполагает проведение индивидуальной работы с каждым учеником на основе их самостоятельной работы с привлеченными образовательными ресурсами.

  4. Сетевая модель. Принцип функционирования сетевой модели — партнерское взаимодействие нескольких школ, находящихся в примерно равных условиях, заинтересованных в организации предпрофильной подготовки и профильного обучения собственных школьников, в основном, за счет обмена кадровыми ресурсами и учащимися, что позволяет создать группы для обучения школьников по различным профильным дисциплинам. Такая модель в целом эффективна в ситуации, когда есть равная заинтересованность всех сетевых школ друг в друге.

  5. Смешанный вариант. Данный тип модели может включать все вышеперечисленные четыре варианта.

  6. Модель успешной социализации детей средствами техносферы деятельности организаций дополнительного образования детей. Принцип функционирования данной модели — создание условий для технического и технологического развития организации в соответствии с уровнем развития техники и научных методов преобразования современной цивилизации и запросами рынка труда, обеспечивающих формирование новых личностных качеств, профессиональных и социальных метазнаний, идеациональных навыков обучающихся, повышения качества дополнительного образования детей, удовлетворяющего потребностям личности, общества, государства. Для построения и реализации данной модели необходимо создание и развитие техносферной инфраструктуры, включающей в себя комплекс ресурсов, обеспечивающих качество дополнительного образования, соответствующее требованиям развития современной цивилизации, запросам рынка труда, потребностям личности, общества, государства.

  7. Модель успешной социализации детей раннего возраста на основе взаимодействия педагога, ребенка и родителя в организациях дополнительного образования. Такое взаимодействие создает благоприятную социальную среду развития детей и обеспечивает успешное протекание социальной адаптации и автономизации ребенка раннего возраста. Совместная деятельность педагога, детей и родителей представлена играмизанятиями, тематическими праздниками и предполагает активное участие в процессе родителей, которые, исполняя роль «партнера», обеспечивают индивидуальное взаимодействие с детьми и решение задач, лежащих в «зоне» их ближайшего развития.

  8. Модель успешной социализации детей на основе национальных традиций, через формирование этнокультурных ценностей. Настоящая модель предоставляет обучающимся возможность позитивно адаптироваться в социуме на основе знаний общечеловеческих и этнических норм и ценностей, мотивированного поведения, способности к ценностному самоопределению и эффективному взаимодействию с социальным окружением.

  9. Модель успешной социализации детей средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Принцип функционирования данной модели — формирование у обучающихся и воспитанников умений поиска, оценивания, переработки и применения информации, владение навыками коммуникативного взаимодействия при передаче информации средствами информационно-коммуникационных технологий.

  10. Модель успешной социализации одаренных детей средствами дополнительного образования детей. Методология данной модели построена на принципах развития одаренности: природосообразности, учета жизнедеятельности ребенка, непрерывности развития личности, свободы действия дошкольника в конструирующей деятельности, самоактуализации деятельности ребенка, гибкости в организации конструирующей деятельности, принцип сотворчества и др., которые определяют организацию и содержание процесса развития одаренности ребенка средствами дополнительного образования детей.

  11. Модель успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования детей. Основные принципы функционирования данной модели — воздействие на процессы социализации ребенка на расстоянии, а также возможность освоения ребенком новых информационных технологий, решение задач его адаптации в виртуальном мире, развитие коммуникативных и информационных компетенций, создание условий для индивидуализации образования. Важнейшим механизмом реализации модели выступает творческая реабилитация, включающая комплекс мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала ребенка, на повышение уровня духовного и интеллектуального развития, на укрепление здоровья ребенка с ограниченными возможностями здоровья, на то, чтобы обучающийся овладел необходимыми умениями, навыками по самообслуживанию, выработка у него психологической уверенности в собственной полноценности и социальной значимости.

  12. Модель успешной социализации детей в условиях взаимодействия организаций дополнительного образования детей с другими учреждениями и организациями по развитию техносферы и детского технического творчества. Методологической основой данной модели являются системно-деятельностный, компетентностный и аксиологический подходы. Модель состоит из целеполагающего, технологического и диагностико-результативного блоков, включающих совместную деятельность по следующим направлениям: научно-исследовательское (в рамках деятельности научного общества учащихся); культурно-досуговое (в рамках деятельности летних лагерей); проектно-поисковое (в результате проектирования); социально-значимое (участие в деятельности общественных организаций); практико-ориентированное (экотуризм); творческое (в деятельности клубных объединений); экспедиционно-музейное (экспедиции и музейная деятельность).

В качестве критериев оценки степени внедрения моделей использовались следующие:

  • содействие повышению эффективности работы с педагогическими кадрами;
  • содействие развитию проектов сетевого взаимодействия, направленных на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей (ДОД);
  • содействие улучшению ресурсного обеспечения образовательного процесса в образовательных организациях ДОД;
  • содействие реализации образовательных программ дополнительного образования целям профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки обучающихся;
  • содействие росту информационной открытости процесса реализации образовательных программ ДОД;
  • содействие повышению эффективности механизмов государственночастного партнерства;
  • содействие росту удовлетворенности населения качеством предоставляемых образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей.

Наиболее эффективными по результатам экспертизы признаны модели 1 («Социальное партнерство»), 2 («Школа и ресурсный центр») и 9 («Модель успешной социализации детей средствами информационно-коммуникационных технологий»). Остальные модели признаны требующими доработки.

По результатам экспертизы моделей были выделены следующие направления проведения мероприятий по доработке и адаптации моделей на основе систематизированных результатов сбора данных:

  1. Популяризация моделей среди образовательных организаций.

  2. Развитие кадрового потенциала, а также механизмов мотивации педагогов к участию в реализации современных программ дополнительного образования детей по приоритетным направлениям.

  3. Развитие финансового и материально-технического ресурсного потенциала с целью повышения эффективности моделей ДОД и профориентации.

  4. Развитие профориентационных компонентов моделей ДОД для повышения их эффективности.

  5. Формирование эффективной системы управления внедрением моделей дополнительного образования и профориентации.

Выделенные направления проведения мероприятий были рассмотрены в рамках экспертного семинара с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, специалистов федеральных и региональных организаций в сфере дополнительного образования детей, педагогических работников общеобразовательных организаций, руководителей общеобразовательных организаций. В ходе семинара по результатам экспертного обсуждения были сформированы представленные ниже необходимые организационные, управленческие и методические условия по доработке и адаптации эффективных моделей дополнительного образования детей и профориентации, реализованных в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы.

Организационным условием доработки и адаптации моделей дополнительного образования детей и ранней профориентации стало выделение следующих категорий участников механизма адаптации:

  1. Профессиональная группа — работники Министерства образования и науки Российской Федерации; представители федеральных, региональных и муниципальных органов государственной исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере образования; руководители и педагоги образовательных организаций дополнительного образования.

  2. Потребители образовательных услуг — обучающиеся, их родители (законные представители); субъекты, заинтересованные в развитии дополнительного образования и ранней профориентации (работодатели).

  3. Организации-участники социального партнерства — организации профессионального образования, дополнительного образования детей, промышленные предприятия, организации культуры, общественные организации и союзы, службы, муниципальные органы власти и другие структуры.

Управленческим условием доработки и адаптации моделей стало выполнение вышеперечисленными категориями участников следующих функций:

  1. Обеспечение внедрения и функционирования наиболее эффективных моделей дополнительного образования детей и ранней профориентации.

  2. Работа по совершенствованию и развитию системы дополнительного образования детей.

При этом каждая выделенная группа выполняла специфические функции:

  • профессиональная группа — реализация государственной политики в деятельности образовательных организаций дополнительного образования детей;
  • потребители образовательных услуг — реализация общих образовательных потребностей;
  • организации-участники социального партнерства — содействие профессиональной группе в реализации государственной политики в деятельности образовательных организаций дополнительного образования детей.

В качестве методических условий выделены нормативно-правовые, информационно-аналитические, программно-методические, культурно-образовательные, организационно-управленческие, кадровые, финансово-экономические и ресурсные механизмы адаптации и внедрения указанных выше моделей.

Сформированные организационные, управленческие и методические условия были использованы для доработки и адаптации выявленных эффективных моделей.

Доработанная модель «Социальное партнерство» предусматривает объединение организаций на базе крупных дворцов, центров творчества, детско-юношеских профильных центров, способных к конструктивным преобразованиям и обладающих развитой инфраструктурой, высоким научно-методическим потенциалом, достаточной материально-технической базой, высокими результатами деятельности. В рамках такого центра возможно предоставить школьникам широкий выбор, организовать обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП), подключить к работе с молодежью психологов для организаций профконсультирования и поддержки самоопределения. При этом модель становится ориентированной на перспективный профессиональный выбор в области наукоемких технологий. Деятельность подобных образовательных организаций призвана обеспечить интеллектуальное и творческое развитие как в области естественнонаучных и технических дисциплин («Интеллект-парки », «Технопарки», «Интеллект-инкубаторы» и др.), таки в социально-гуманитарной предметной области. Для реализации модели на практике необходимо обеспечить:

1) достаточную территорию для работы центра, высокотехнологичную образовательную среду с современным материально-техническим и технологическим оснащением;

2) наличие компетентных кадров высокой квалификации;

3) обеспечение информационной открытости деятельности центров интеллектуального и творческого развития;

4) расширение реализации программ научно-технической направленности и отраслевой профориентации.

Доработанная модель «Школа и ресурсный центр» предусматривает создание ресурсных центров на базе образовательных организаций, в частности, городских или поселковых школ, имеющих положительный опыт профориентационной работы с учащимися 9–11 классов. Взаимодействие ресурсных центров со школами осуществляется следующим образом:

1) учителя ресурсных центров организуют очное обучение с учащимися на основе индивидуальных учебных планов;

2) занятия с учащимися могут проходить очно на базе ресурсных центров;

3) учителя и педагоги-психологи работают с учащимися в дистанционном режиме;

4) смешанная форма обучения, при которой часть курса изучается учащимся самостоятельно, а другая часть проводится в очном формате на базе ресурсного центра.

В процессе адаптации модели особое внимание следует уделить наличию компетентных кадров высокой квалификации и развитию сетевого взаимодействия ресурсных центров с организациями-участниками социального партнерства, с сетевыми ресурсными центрами.

Доработанная модель успешной социализации детей средствами информационно-коммуникационных технологий предусматривает использование средств ИКТ для: сбора, хранения, передачи, обработки профессионально значимой информации; осуществления информационного взаимодействия между обучающимся, обучающим и интерактивным средством обучения; реализации дидактических возможностей ИКТ в электронных учебных пособиях; самостоятельного выбора, как средств ИКТ, так и методов их применения к решению конкретной педагогической задачи. Для успешного функционирования такой модели на первый план выходят следующие факторы:

1) реализация системы информационного обеспечения применения новых средств в процессе обучения.

2) создание развитой инфраструктуры, развитие финансового и материально-технического ресурсного потенциала;

3) развитие системы научно-методического сопровождения педагогических кадров и создание электронной учебной, методической, научной, спра вочной базы для специалистов;

4) создание виртуальных лабораторий профильной направленности, дающих возможность детям попробовать себя в профессии.

Выводы. Проведенные мероприятия по адаптации и повышению эффективности моделей дополнительного образования детей и ранней профориентации с учетом новых технологических инициатив и образовательных инноваций позволили сформировать организационные, управленческие и методические условия, необходимые для доработки и адаптации моделей, используемых в настоящее время в дополнительном образовании детей. Сформированные условия использовались при доработке и адаптации моделей, признанных эффективными по результатам оценки степени их внедрения в регионах Российской Федерации. В дальнейшем перечень данных условий будет задействован при внедрении новых технологических инициатив и образовательных инноваций в систему дополнительного образования детей и ранней профориентации, являющихся неотъемлемой частью всестороннего творческого развития, мотивации и формирования устойчивого интереса к изучаемому предмету у детей школьного и дошкольного возраста.

Использованная литература:

  1. Концепция развития дополнительного образования детей — URL
    http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/159f057017501e741437a680111f2f3778861c87

  2. Куприянов Б. В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей (попытка обоснования концепции) // Б. В. Куприянов / Образование и наука. — 2006. — № 2 (38). — С. 48–55.

  3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. — URL: http://mon.gov.ru/edupolitic/priority

Список авторов:

Ворошилова Елена Леонидовна, Коровина Ольга Юрьевна, Ладнушкина Нина Михайловна, Лукичев Александр Николаевич, Родичев Николай Федорович, Романова Ольга Сергеевна, Соловьева (Моргунова) Юлия Алексеевна, Чичерина Ольга Владимировна, Чудинский Руслан Михайлович, Шилакина Анна Васильевна.

Дата публикации: июнь 2018.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию