Сначала хорошие или плохие новости?
Психологи разрешили давний спор

Если есть хорошие и плохие новости, что вы предпочтете услышать сначала? Многие справочники по управлению и сайты рекомендуют так называемую стратегию "новостного сэндвича". Тот, кто сообщает новости, сначала говорит хорошую, затем плохую, а потом снова хорошую новость. Но недавнее исследование показало, что это контрпродуктивно.

Не быть эгоистами

Согласно недавнему психологическому исследованию, опубликованному в Personality and Social Psychology Bulletin, это эгоистичная стратегия: "Наши результаты показывают, что выгоду от этого получают сообщатели новостей, а не их получатели. Хотя получателям может быть и приятно закончить разговор на высокой ноте, им вряд ли понравится нервное ожидание плохой новости, пока им сообщают хорошую" (исследователи Legg & Sweeny).

В самом деле, опрос, проведенный для этого исследования, выявил, что подавляющее большинство людей предпочитают получать сначала плохие новости. А вот сообщатели новостей, напротив, предпочитают начинать с хороших сообщений. Это также показало данное исследование.

"Врачи должны сообщать хорошие и плохие новости для здоровья пациентов, учителя должны давать хорошие и плохие новости студентам, романтические партнеры порой тоже сообщают друг другу хорошие и плохие новости, - говорят исследователи. - Наши результаты показывают, что врачи, учителя и партнеры зачастую не способны грамотно преподнести новости, так как забывают о том, в каком порядке им самим хотелось бы услышать новости, будь они на месте пациентов, студентов или романтических партнеров. Сообщатели новостей предпочитают отложить неприятные новости, начиная с хороших, в то время, как их собеседники в волнении осознают, что впереди их ждет плохая информация".

Эта напряженность может подорвать отношения и привести к плохим результатам для обоих собеседников.

Плохой бутерброд

А "новостной сэндвич" и вовсе может быть контрпродуктивным. Попытка спрятать плохую новость в хороших может снизить вероятность того, что что-то изменится к лучшему. Плохая новость, которая должна мотивировать на действия и исправление ситуации, может быть "заболочена" в хороших сообщениях, а также может смутить получателя новости.

Впрочем, все зависит от конкретной ситуации. Ведущий автор исследования Анжела Легг поясняет: "Это довольно сложно. Важно, чтобы способ сообщения новости соответствовал итоговой цели. Если врач сообщает диагноз, прогноз неутешителен и пациент ничего не может сделать, то сначала стоит сообщить плохие новости, а позитивные - использовать для того, чтобы помочь пациенту принять полученную информацию. Если есть вещи, которые пациент может изменить, плохую новость можно сообщить второй, после чего сказать, что они могут сделать, чтобы стало лучше".

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию