Почему разговоры по мобильному нас так отвлекают?
Если вам нужно сосредоточиться, работайте в тишине

Всем нам приходилось оказываться в ситуации, когда разговор по мобильному рядом сидящего человека нас отвлекал или даже раздражал. С чем связана такая реакция? Исследование под руководством Лорен Эмберсон из Корнелльского Университета призвано внести ясность.

Предыдущее исследование показало, что если мы слышим полный диалог между двумя людьми, это беспокоит нас не так сильно, как если становимся невольным слушателем лишь одной стороны беседы.

Если вам нужно сосредоточиться, работайте в тишине

В двух небольших исследованиях с участием с 41 студента колледжа специалисты попытались выяснить, насколько нас отвлекают услышанные рядом разговоры, если мы слышим лишь одну сторону диалога. Ученых особенно интересовало, смогут ли участники эксперимента сосредоточиться на деле, для успешного завершения которого необходима высокая концентрация внимания. В первом исследовании 24 студентов посадили за компьютер и поручили им выполнение двух задач, требующих от них пристального внимания. Одни участники отслеживали движение точки с помощью компьютерной мыши, другие - отвечали на электронные письма. Для начала студенты потренировались работать в тишине. Затем участникам сообщили, что им нужно будет повторить свою работу, и в некоторых случаях они будут слышать из компьютерных динамиков разговоры.

В результате эксперимента были выявлены серьезные различия в способности человека концентрировать внимание в ситуациях, когда он слышит только одну сторону диалога, работает в тишине, слышит монолог или двухсторонний разговор. Чтобы исключать возможность того, что люди теряли внимание просто из-за появления неожиданных звуков, исследователи сделали разговор непонятным, однако оказалось, что дело не в звуке. Людей отвлекала именно "оторванная" часть диалога, которую они слышали.

Исследователи предполагают: причина того, что одностороння речь (в том числе по мобильному) нас так отвлекает - перегрузка части нашего мозга, отвечающей за обработку речи. Мозг пытается расшифровать и дополнить картину услышанного. Если мы слышим обе стороны диалога, то такого не происходит: речь двоих людей предсказуема - персона А говорит, персона Б отвечает и так далее.

В автомобиле нельзя говорить по мобильному даже пассажирам?

Исследователи отмечают, что результаты эксперимента могут быть обобщены и для других сфер деятельности. Например, известно, что телефонный разговор может сказаться на способности водителя управлять автомобилем: многие страны уже запретили разговоры по мобильному за рулем. Но данное исследование говорит о том, что даже если в машине говорит не водитель, а пассажир, водительская реакция может существенно снизиться. Однако для подтверждения этой гипотезы нужны дальнейшие исследования.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию