Семейное воспитание
Анализ семейного воспитания. Опросник АСВ

Опросник АСВ предназначен для исследования проблемных семей, в которых есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении.

Опросник позволяет детально диагностировать основные формы нарушения семейного воспитания и характер его нарушений, такие как уровень протекции, степень удовлетворения потребностей, уровень требовательности к ребенку в семье, решение личностных проблем родителями за счет ребенка.

Диагностируемые нарушения воспитания

В опроснике АСВ диагностируются следующие нарушения семейного воспитания:

Уровень протекции

Сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка:

  • Гиперпротекция (чрезмерная) — шкала Г+.
  • Гипопротекция (недостаточная) — шкала Г-.

Степень удовлетворения потребностей

В какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка как материально-бытовых, так и духовных:

  • Потворствование (стремление родителей к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка) — шкала У+.
  • Игнорирование потребностей ребенка (недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей ребенка) — шкала У-.

Уровень требовательности к ребенку в семье

Они выступают в виде обязанностей, запретов, наказаний:

  • Чрезмерность требований-обязанностей представляет риск психотравматизма — шкала Т+.
  • Недостаточность требований-обязанностей приводит к трудности привлечения ребенка к какому-либо делу — шкала Т-.
  • Чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуации — шкала З+.
  • Недостаточность требований-запретов стимулирует развитие гипертимного, неустойчивого типа характера — шкала З-.
  • Чрезмерность санкций — чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения — шкала С+.
  • Минимальность санкций — упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний — шкала С-.

Неустойчивость стиля воспитания

Резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство - шкала Н.

Классификация нарушений воспитания

Классификация типов нарушений семейного воспитания выглядит следующим образом:

  • Потворствующая гиперпротекция. Подросток находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у подростков.
  • Доминирующая гиперпротекция. Подросток находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.
  • Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу "Золушки". Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилепсидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера.
  • Гипопротекция. Подросток предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.
  • Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.

Решение проблем за счет ребенка

Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем:

  • Расширение сферы родительских чувств — шкала РРЧ.
  • Предпочтение в подростке детских качеств — шкала ПДК.
  • Воспитательная неуверенность родителя — шкала ВН.
  • Фобия утраты ребенка — шкала ФУ.
  • Неразвитость родительских чувств — шкала НРЧ.
  • Проекция на подростка собственных нежелаемых качеств — шкала ПНК.
  • Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания — шкала ВК.
  • Сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка — предпочтение мужских качеств — шкала ПМК.
  • Сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка — предпочтение женских качеств — шкала ПЖК.

Подсчет результатов

Опросник содержит 130 утверждений о воспитании детей. Родитель указывает, согласен или не согласен он с каждым утверждением. Число ответов "согласен" по каждой шкале суммируются. При этом для каждой шкалы имеется диагностическое значение и если оно достигнуто или превзойдено, то у обследованного родителя считается установленным указанный тип отклонения в воспитании. Результаты представляются в цифровой и в графической форме.

Опросник предназначен для исследования проблемных семей, в которых школьники младшего и подросткового возраста имеют отклонения в поведении.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса
Загрузить демо-версию